RSS

27 мая 2014 г.

Детский слёт 2014 трасса 3-5



    Субботним утром наша семья поднялась не поздно, не рано – как обычно. Мы позавтракали, закинули в машину собранные накануне вещи и поехали в лес. Путь мы держали в лес не простой, а полный тайн и загадок, трудностей и испытаний. Находится он около ж/д ст. Лемболово под Санкт-Петербургом, а волшебным становится каждые третьи выходные мая, когда в нём проводят детский туристический слёт «Пилигримы».

Артём выезжает на этот слёт в 4-ый раз, но вряд ли хоть что-то помнит: в прошлом году мы поехать не смогли, а до этого он был слишком мал. Дорога была быстрой, никто не успел устать, мы въехали в сосновый лес. Место, где мы с друзьями раскидываем палатки, всегда одно и то же, недалеко от родника. Я знаю, что год от года «Пилигримы» собирают всё больше людей, но не ожидала увидеть столько палаток в столь ранний час: обычно участники собираются к вечеру. И, к сожалению, наша стоянка тоже была частично занята, пришлось подвинуться и быстро раскидать вещи, чтобы занять место для палаток друзей. Ну а для Артёма началось самое интересное – палаточная жизнь. Сначала он помогал нам устанавливать палатку. Подошёл к этому вопросу основательно: собирал дуги, прикреплял к ним палатку, старательно натягивал оттяжки и вбивал колышки.

 


 А когда они с папой пошли за дровами, радости ребёнка не было предела. Он схватил топор и все призывы вернуть его папе игнорировал.


Время пролетело незаметно, пока сходили за дровами, вскипятили чай, сделали шашлычки: тут и друзья подтянулись. Тёмка установку палаток уже игнорировал, целиком сосредоточившись на костре и играх с другими детьми. Самое интересное, что как таковых игр-то и не было: дети просто бегали по лесу, причём играли своеобразно, например, бегали туда-сюда через дорогу, стараясь перепрыгнуть через грязь, бегали с ветками, собирали хвою, качались на качелях. На общий костёр я Артёмку не повела, потому что вставать надо было рано, впечатлений много – решила, что вовремя лечь и хорошенько отдохнуть полезнее. Тёма так убегался, что заснул очень быстро, хотя, находясь в палатке, слышишь все звуки происходящего вокруг. А вокруг бегали и кричали дети, подъезжали всё новые машины, лаяли собаки. Тёмка спал.

Ночь выдалась холодной. Обычно я на этом слёте сплю в футболке, в этот же раз одела тёплое термобелье. Очень переживала за сынулю – как он переживёт холодную ночевку. На голову одела тёплую шапочку, потому что сейчас ему никак нельзя уши застужать. Засунула ребёнка в пуховой спальник, придвинула поближе к себе. Посреди ночи проснулась от того, что замерзла голова – затянула капюшон Артёмке и себе. Тёму в спальнике и видно-то не было. Просыпалась ночью несколько раз, проверяла – ребёнок тёплый, можно дальше спать.

Утром нас разбудили дети, которые ходили по лагерям и кричали у палаток: «Всем-всем доброго утра!» Тёмка вылез из спальника, посидел пару минут и сказал: «Мама, пошли на улицу». И мы пошли. Костёр уже горел, каша булькала. Утро очень быстро прогрелось, и уже через полчаса мы бегали в футболках, скинув куртки, и не верилось, что ночью было холодно. Подъехали те наши друзья, которые не смогли приехать вечером. Тёма, встретив друзей-приятелей, радостно окунулся в общение. Надо сказать, что в основном мальчишки водили хороводы вокруг костра. И меня поразило то, что все до одного мальчика хватали в руки топоры и пытались рубить дрова. И крутились у костра – больше их и не интересовало-то ничего. 


Еле уговорили их отправиться в путешествие. Уводили из лагеря чуть ли не силой. Трое мальчишек  - Миша, Володя и Артём - пошли по трассе 3-5 лет, а старший, Ванечка, - на трассу 5-7 лет, по сказкам Чуковского.

К моему сожалению, я не сопровождала своего ребёнка по трассе, поскольку сама в ней участвовала – стояла на станции. Поэтому обо всех его приключениях я знаю только со слов сопровождавших его и других мальчиков мам.

В начале трассы детей встречают скоморохи. Скоморохи достали музыкальные инструменты, создали шумное веселье, хоровод завели. А потом рассказали детям о путешествии в Сказку, о том, какая с ней приключилась беда, о дружбе и взаимовыручке. Предложили детям в сказку отправиться, но сначала повязали  на голову каждому ребёнку тесьму-очелье - и для перевоплощения в путешественников по Сказке, и как оберег в пути.  Вошли дети  в Сказочную Дверь. А за ней - ниточка Волшебного клубка находится, вдоль которой дети до  первой станции дошли.

Там деток царь встретил, тот самый, который Вовке из мультфильма «В тридевятом царстве» велел голову за лень отрубить. Дети доказали, что справиться с любыми трудностями они готовы, не ленивы они вовсе, и бросились красить забор, хоть и бумажный.


Забор покрашен, и дети пошли следующую станцию искать по маркерам.

Встретил их Кот Учёный. Сказки он им не говорил, а вот загадки загадывал. Много загадок, которые детки дружно сумели отгадать. За отгаданные загадки дети получали полоски бумаги, из которых потом сделали цепь, не золотую, бумажную.  А ещё Кот подарил им маленькие "пенки" под попу. Чтобы можно было и на землю сесть, и на камень, и сырости с холодом не бояться.

                    


А дальше привела их тропинка лесная прямо к Богатырю русскому. Встретил он детей и стал их учить важной науке воинской – владению мечом. 




У каждого в руках по мечу оказалось, и  пошли дети ими чучело учебное обколачивать под руководством Богатыря. А у Артёмки аж два меча появилось, потому что какой богатырь в лес без меча пойдёт? Не в Артёмкиных это правилах. А заодно, выйдя в первых рядах к чучелу, показал отработанный удар. 



Ну а поразмявшись, дети ещё и канат перетягивали – радости сколько! 


Пошли дальше, мимо ландышей да грибов невиданных (строчки).



Выполнив задания Богатыря и получив подарки, дети отправились в дальнейший путь. И пришли к Марье-искуснице. Опечалена Марья:  нужно браслеты сплести, а нитки все перепутались. Помогли детки и нитки распутать, и браслеты плести. Да с браслетами теми дальше и пошли.


Да вдруг встретилась им Баба Яга. Страшная и ужасная. Обрадовалась она, что дети пришли, собралась их съесть – да не тут-то было. Славный богатырь, Свет Добрынюшка Артёмушка, вышел вперёд и всем своим видом показал, что и сам живым не сдастся и остальных на съедение нечисти не отдаст. 




Что оставалось бабке старой делать? Дала и она деткам задания. Иначе дальше им не пройти было. Надо было над болотом по верёвке перебраться, потом в мешках проскакать, бревно огромное перелезть, да напоследок ещё и танец станцевать, за Ягой повторяя! Все испытания прошли дети и двинулись дальше.



 

Шли они, шли, да вдруг посреди леса печь увидели. 



Печка, как и во всех сказках, попросила пирожки испечь.  Сели дети за стол, тесто взяли да накрутили бубликов. Засунули в печку, а обратно их получили уже испечёными. 


Перекусили, запили водой родниковой бутылочной, да дальше в путь тронулись.
А дорожку пришлось искать не по маркерам привычным, а по стрелам, в лесу разбросанным. 


Куда стрелы выведут? Ну, конечно же, к царевне-лягушке! Вспомнят дети настоящее имя царевны – сбросит она кожу лягушачью.  


С трудом, но вспомнили, что Василисой Прекрасной её называли. Преображённая Василиса повела их в место заколдованное, где много сказочных вещей. Рассматривали детки вещи и сказки вспоминали – откуда вещи появились (репка, золотое яйцо, метла, лук). Помогли разложить вещи по сказкам и дальше в путь отправились. Но перед тем, как отправить детей в дальнейший путь, Василиса напоила их живой водой перед встречей с Кащеем и рассказывала им Кащеев секрет: он теряет свою силу от добрых слов. 



А надо сказать, что путь не лёгкий у них был: и по ельнику продираться приходилось, и в овраги спускаться, и на взгорочки подниматься.


 И вот тропа нехоженая привела их к Кащею Бессмертному! 



Дети очень ждали этой встречи и в пути строили планы того, как же они с Кащеем-то расправятся.  Но богатырской встречи не получилось: задание было совсем не рукопашное. Надо было слова вежливые и ласковые Кащею сказать, и тогда он добрым стал. А ещё у него между деревьев было много ключиков, которые нужно было отрезать и нести дальше. Правда, нашей команде их просто в руки выдали и с Богом дальше отпустили.
  
Вымотанные, уставшие дети  провели в лесу больше 2-х часов, шли они уже медленнее. И вдруг услышали звонкий голос за деревьями: «Эге-ге-гей!!! Ребята, я здесь! Идите ко мне!» Поднажав, дети увидели Буратино. Вернее так – все дети увидели Буратино, а Артём наконец-то увидел свою маму, которая радостно прыгала между высоких ёлок. Он с важным видом подошёл и вручил своё плетёное творение. Но Буратино, потрепав мимоходом  своего вполне живого, не деревянного ребёнка по головушке, продолжил представление.

- Ребята!!!! У меня есть золотой ключик, но я  не знаю, что мне им открыть?
- Дверь!!
- Какую дверь, мы же в лесу!

Пока непонятливый Буратино объяснялся с детьми, много видавший читавший богатырь молча прошествовал к двери, отдёрнул холст и рванул дверь. Буратино не успел и охнуть, не то, что дверь ключиком открыть. А за дверью – тёмный тоннель, и бесстрашные дети вошли в него. Надо сказать, что в каждой группе деток всегда находился хоть один, который боялся идти в тоннель, но, всё-таки все его проходили. И это, на мой взгляд, замечательная идея и очень правильно использованный способ сказкотерапии: дети смогли преодолеть свои страхи, и, пройдя полутёмное пространство, вышли из него преображёнными. Что обычно и бывает в конце сказок – преображение героев.


Вот и наша сказка-трасса подошла к концу. Выйдя из тоннеля, дети встретились с Артемоном, нашли с ним сундук с сокровищами и получили в подарок книги.
Я же, сделав с моим ребёнком и нашими друзьями снимок на память, осталась ждать остальные группы путешественников.


Когда я вернулась в наш лагерь, все уже отобедали. Дети носились вокруг костра, с удовольствием залезая между делом в палатку. Мы все сходили на линейку, чтобы  получить почётные значки участников слёта, и немного ещё посидели у костра, общаясь и наблюдая за мальчишками. 

Я слушала про то, как вёл себя мой ребёнок в моём отсутствии, и наливалась гордостью. Послушать мам, то он и храбр, и самостоятелен, и умён, и предприимчив, и договариваться умеет, и не конфликтен.  И это так приятно слышать, даже если рядом с тобой твой ребёнок вполне может вести себя  по-другому.

Вообще было интересно наблюдать за детьми, которые находились в свободном пространстве, не стесненном стенами. Приходя в гости, дети всегда чувствуют рамки: есть хозяин, который более раскован, и есть гости, которые, даже раздухарившись, всё же помнят, что они не дома. Здесь же, на природе, они все равны. И это чувствуется в игре – они более свободны.

Ну что же… Замечательный день подошёл к концу. Пора собирать палатку и ехать домой. До свидания, Пилигримы, до следующего года!

2 комментария:

  1. Инга, здравствуйте! Это просто потрясающий слёт, о котором вы рассказали! Я считаю, для детей это и праздник, и обучение, и развитие. Мне тоже очень нравится экотуризм, моя младшая дочь (ей почти 14), в эти выходные ездила "в экспедицию" на Звенигородскую Биологическую Станцию МГУ. В Москве есть замечательная компания - "Дерсу Узала", которая занимается детским экотуризмом. Жаль, в возрасте вашего сынишки моим дочкам это не встретилось в жизни. Я думаю, в детстве такие поездки оказывают очень большое влияние на формирование познавательных интересов маленького человечка.

    ОтветитьУдалить
  2. Я с вами абсолютно согласна - для малышей это большой толчок в развитии эмоциональном, интеллектуальном и физическом. Новые впечатления заставляют юные головы начинать мыслить.
    Но, тем не менее - и после трёх не поздно=) И пример тому - ваша дочь=)

    ОтветитьУдалить