RSS

11 мая 2014 г.

Как Тёмка сказки сочиняет




     У
же давно у нас вошло в привычку на ночь что-то придумывать. На мой взгляд, совместное фантазирование развивает воображение ребёнка, его речь, эмоциональность. Сначала я не могла решить - что же такого придумывать с маленьким ребёнком, чтобы у него у самого получалось. Ведь всё-таки его фантазии основываются на его реальных знаниях и видениях. И года полтора назад стала играть с Тёмой в путешествия. После того как мы почитаем перед сном, мы обнимаемся и начинаем придумывать путешествия.

Я задаю вопрос: "Артём, на чём мы будем путешествовать сегодня?" Тёмка выбирает вид транспорта. После этого я спрашиваю, куда мы будем путешествовать? Например, Тёмушка выбрал лодку, а путешествовать мы будем по реке. Я начинаю: "Смотри, какая  красивая лодка у берега привязана - деревянная, синяя, с широкими вёслами. Давай в неё сядем? Ты удобно сел? Держишься за борта? Тогда я отвязываю верёвку. Лодка поплыла. Тёма, а где мы плывём, по речке или по озеру? - По речке. - Речка неширокая. А вода в ней какая? Опусти руку, потрогай. Холодная? Наверное, это ключевая речка, раз в ней вода холодная. А что мы видим на берегу? Деревья или поля? Ой, смотри, кто-то за дерево спрятался, видишь? По-моему, это зайчик. Во-о-олк??? Тогда не будем высаживаться, дальше поплывём. А на другом берегу, смотри, какой красивый цветущий куст! Давай пристанем к берегу и посмотрим на него." 

Так я придумывала рассказы, подключая к ним сына. Сначала он шёл за моими вопросами, позже стал больше и больше рассказывать и придумывать сам. Мы так играли не каждый день, а в охотку. То ежедневно и помногу, то вдруг на месяц могли забыть про свои путешествия. Потом денёк-другой придумываем - опять перестанем. А вдруг найдёт - и месяц можем фантазировать. Последнее время мы не путешествовали. Сын очень любит слушать перед сном "Чевостика", и путешествия отошли. И вдруг сегодня он мне говорит: "Мама, а давай сказки придумывать?"

Я предложила придумывать по очереди: слово-два я, потом он. Сказки-то мы ещё не придумывали. То, что Тёма рассказал, мне очень понравилось. И я решила записать на память, а заодно и с вами поделиться. Сразу хочется сказать, что сюжет меня очень удивил, повороты и герои были неожиданны. И я поразилась, как в этих сказках малыш отразил своё восприятие мира. Чем и хороши сказки - через образы, через сюжеты, мы совершенно неожиданно рассказываем о том, что нас волнует, тревожит и радует. И, услышав собственную сказку, удивляемся зачастую, что сами себе рассказали о том, что и не осознавалось.

Итак, первая сказка про деда и бабу. Замечу, что у Артёма нет дедушек,и опыта общения с ними тоже нет. И бабушка у него одна - моя мама. А ещё в нашей семье есть 13-летний племянник Глеб, сын моего покойного брата, которого мы все любим. Но он живёт далеко от нас, и видим мы его очень редко, обычно несколько дней на каникулах. Итак, сказка начинается. Начинаю её я, и мои слова выделены синим цветом, а продолжает Артём, и его слова выделены красным цветом.

Жил-был...дед
И любил онбабу, такую, как наша бабушка Таня.
А бабушка Таня любилаГлеба.(небольшое отступление - я была уверена, что продолжение моей фразы будет примерно таким - грядки копать, в лесу гулять, чай пить...)
Бабушка Таня частообнимала и целовала Глеба.
А дедв сарае делал из доски трамвай с рельсами. Для Глеба.
И вдруг...прибежал волк. Он хотел Глеба убить.
Наверное поймать и съесть?Да, съесть.
Волк прибежал к дому, нодед размахнулся и ударил его доской.
Волк взвыл и ... убежал. 
А бабушка выбежала из дома. "Что у вас такой шум?" -  спросила бабушка"Это к нам волк прибегал," – ответил дед и пошел делать трамвай.
А бабушка обрадовалась, что волк ушел и ... пошла печь оладьи вкусные.
Дед сделал трамвай и подарил Глебу, и все сели пить чай с оладьями.
И жили все долго и счастливо.

А вот вторая сказка. Мне показалось, что Артём её про себя, воителя, сочинил. В этот раз начинал он. Синий текст - мой, красный - Артёма.

Жил-былослик. (я решила подурачиться)
Не-е-ет…подумай лучше. В змеиной пещере кто-то жил. Кто?Ослик.
Нет, змея! Хорошо, змея. Вылезла она  на ... листик. 
Может лучше на пенёк? Листик змею не выдержит, она тяжёлая.Свернулась клубочком и греется на солнышке , а мимо идетёжик. Прыгнула на него змея, укололось и умерла, ёжик увидел мертвую змею и съел её. И тут приползла другая змея, ежик её укусил и ушёл в лес. И сказке конец.



6 комментариев:

  1. Интересно у вас получилось!!! У нас было по событиям дня начало сказки- Иду я себе --- иииии- дальше сочинительство и небывальщина....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Интересно было бы почитать=)

      Саша, а как вы сочиняете - мальчишки по очереди или все вместе и одновременно?

      Удалить
  2. Отличная идея про путешествия. Вы когда писали про реку, мне, почему-то, каналы на Соловках сразу представились.
    А я, когда Алиса просит что-нибудь рассказать, уже придумав все, что можно, стала рассказывать ей сказку про зайчика, у которого случается все, что с Алисой в этот день произошло. Стараюсь подробно все рассказывать, останавливаясь на мелочах. А если был какой проблемный момент, то на нем заостряю внимание, чтобы как-то разрешить. Надеюсь, это и для памяти полезно, и как-то терапевтически работает. Спустя время Алиса стала говорить: "Расскажи мне сказку про зайчика, и про маму, и про папу, и т.д.!" Вообщем, сама половину сказки расскажет:-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это у вас целая сказкотерапия получается=) Замечательное времяпровождение!

      Удалить
  3. Ой Инга, хохотала я до слёз! Вторая сказка убойная! надо печатать =))))
    Хорошо вы придумали конечно вот так сказки рассказывать, мы так раньше в машине развлекались, когда в пробках стояли. А тут у нас пробок нет =) вот и перестали сказки сочинять, надо возобновить традицию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надо-надо! Ведь наши малыши ТАКОГО напридумывать могут!=)

      Удалить