Сегодня я начала знакомить своих мальчишек со страной, в
которой они живут – с Россией. А рассказывать про страну я решила с природных зон. И
первая из них – арктические пустыни. Но сначала надо рассказать малышам, что же
такое страна… Для этого я попросила родителей выслать мне загодя фотографии их
детей и домов, в которых они живут. Полученные фотографии свела к одному
размеру, распечатала, заламинировала и вырезала. И вот занятие началось…
- Сегодня мы с вами будем наблюдать за путешествием…Ой, а
кто же у нас будет путешествовать?? Я же забыла вам рассказать самое главное!
Жили-были самые обычные мальчишки. Вот они! – и на этих
словах я достала фотографии самих детей. С какой радостью они находили свои
изображения!! Артёмка мой аж завизжал../
На карте лежат «куски льда», нарезанные из бумаги и ледокол
раздвигает их своим носом.
- Плыли мальчики,
плыли – кругом только снег, да лёд. Очень
холодно. Людей нигде не видно.
Неужели никто не живёт в этих арктических
пустынях? Но вот они увидели какое-то животное. Кого, как вы думаете? Моржа? Правильно, моржа! Я выкладываю на карту карточку.
Называю и выкладываю
остальных животных – тюлень с бельком, касатка, белый медведь, белуха, гренландский кит, нарвал. После
этого предлагаю детям взять фигурки животных и положить их на соответствующие
карточки.
- Ну что же, теперь мы знаем, кто живёт в арктических
пустынях России. А давайте посмотрим, как же они живут.
Ставлю детям два контейнера, наполненных холодной водой. В
каждый контейнер опускаю большой кусок льда с полыньёй. Дети с таким азартом
начинают играть, что мне кажется – урок сорван. Всё, потеряла их. Пытаюсь
порассуждать, что же кушают животные в арктических пустынях – параллельно
скидываю в воду нарезанных из фольги рыбешек. Кто-то даже меня слышит. Планировала рассказать, как звери охотятся друг на друга, но детям не до
того, у них своя игра. Понимаю, что
руководить именно ролевой игрой в данный момент не смогу - ведь придётся сквозь гвалт играть сразу в
двух контейнерах - поэтому даю им время поиграть и продолжаю дальше.
- Ребятки, посмотрите
на фигурки зверей. Как вы думаете, почему они такие толстые? У них всех под
кожей очень толстый слой жира. Зачем же им так много жира? А давайте-ка
проведем опыт. Один пальчик спрячем в жир, а второй нет, опустим их в воду, и
посмотрим, какой пальчик замерзнет быстрее.
На проведение этого опыта соглашаются не все – есть жуткие
чистюли. Поэтому надеваю перчатки желающим, укутываю палец слоем жира и
предлагаю опустить в воду. Все как один соглашаются, что голому пальцу
холоднее. Немножко порассуждали, почему все животные черного и белого цвета.
-Ребята, а как вы думаете, есть ли какие-нибудь растения в арктических пустынях? Нет, потому что холодно? Вы почти угадали. Но всё-таки на островах во время полярного дня появляются лишайники - вот такие.
Достаю им ветки с лишайником и раздаю, чтобы потрогали и рассмотрели.
- Ну что же, ребята,
путешествие подходит к концу. Наши мальчики возвращаются на ледоколе домой. Они
посмотрели очень холодный край нашей страны России. И теперь им надо отдохнуть.
Давайте прощаться с ними до нашего нового путешествия.
Вот так прошло наше первое занятие. Очень жалею, что не сообразила вручить мальчишкам какие-то награды за отважное путешествие, но всё ещё впереди.
Хочу добавить, что очень рекомендую к прочтению книгу С. Сахарнова "Кто в море живёт". Небольшие рассказы о животных в очень интересном, сказочном изложении.
Инга я в восторге! Очень классное занятие, а идея с фотками деток и их домами просто супер!!!
ОтветитьУдалитьКак приятно слышать такой отзыв=) Спасибо, Лиля!
УдалитьИнга ,спасибо тебе за такую суперскую тему! Обязательно по твоим наработкам со своими мальчишками позанимаюсь. Как раз была в раздумьях , чтобы такое новенькое начать! Спасибо еще раз! Ты как всегда умничка!
ОтветитьУдалитьСлавненько получилось!!! Дружная команда отправилась покорять Арктику... - вместе весело- одному скучно....
ОтветитьУдалить