Наше новое путешествие по России началось с того, что мы
вспомнили, где мы были в прошлый раз: на чем плавали, каких животных встречали,
как холодно было. Арктические пустыни хорошо запомнились детям.
-Ну что же, ребята, давайте посмотрим, кто сегодня
отправится в путешествие? – достаю фотофигурки присутствующих детей, называя
каждого по имени. – А на чём же ребята отправятся путешествовать? Смотрите,
перед ними сани, в которые запряжён олень! Ребята, это не простые сани. Такие сани
называются нарты. Сверху брошена оленья шкура, чтобы было теплее сидеть, а запряжен не простой олень, а северный! Куда
же повезёт олень? Сегодня мы отправимся в тундру России. Тундра – это полоса, в
которой чуть-чуть теплее, чем в арктических пустынях. В тундре живет больше
животных, растут растения и живут люди. Но условия жизни там всё равно очень
суровые.
- Смотрите, от постоянного
холода земля промёрзла в ледяной ком, - Даю детям стаканчики с простой и
замороженной землёй. Предлагаю потрогать – твёрдая и мягкая. – Когда в тундре наступает
весна, только верхний слой земли оттаивает, а нижний слой земли остаётся
замороженным. Давайте посмотрим, что происходит с водой? В простой земле вода
впитывается, а там, где земля замёрзла, вода не впитывается, а стоит сверху. Поэтому
в тундре, когда верхний слой земли оттаивает воде некуда убежать, и она
остается в земле, превращая её в болото. А кого в болоте много? Комаров и
мошек!
Играю в игру «Комарики». Бегаю за детками со словами:
Дарики, дарики,
Летели комарики,
Вились, вились
И в ножку впились, - на этих словах легонько щиплю кого-то
за ножку. Потом перечисляю другие части тела. (упражнение из курса «Мягкой
школы» разработанной Эллой Глушковой)
- Ну что же, мы с вами узнали, что летом тундра очень болотистая, в ней много комаров и мошек, которые кусают оленей и других животных. А что же едят в тундре северные олени? Они растут мох-ягель, и ветки и листья кустов и деревьев. В тундре так мало света и тепла, что деревца вырастают совсем маленькими, ниже наших колен. Их так и называют – карликовые деревья. (Показываю детям горшок с небольшим кустом толстянки, и объясняю, что растения вот такой высоты, но с более сухим, скрученным стволом, и тоненькими листьями)
- Давайте же
посмотрим, каких животных встретили наши путешественники? – Выкладываю карточки
северного оленя, песца, полярной совы, зайца-беляка, лемминга. – Там, где
тундра выходит к берегу моря, на побережье, вы можете встретить моржей и
тюленей, которых видели в арктических пустынях. А летом на побережья прилетает
очень много птиц. Олени и зайцы едят мох-ягель ветки кустарников. У северного
оленя очень мощные копыта, которыми они зимой разрывают снег, чтобы добраться
до растений. Песцы и совы ловят зайцев и леммингов. – Даю детям погладить шкуру
оленя, после чего выдаю фигурки животных и предлагаю разложить по карточкам.
Когда дети справились с заданием, и соотнесли фигурки с
карточками, предлагаю им разложить фигурки животных на схеме – кто живет в
воде, кто на суше, а кто и в воде и на суше.
- Ребята, а теперь я
покажу вам тундру зимой и летом. Смотрите, зимой она так похожа на арктические
пустыни, тундра вся белая. А летом? Она такого же цвета? Нет! Она желтого,
зеленого и серого цветов. Посмотрите, видно белого зайчика зимой? Нет. А летом?
Видно. А значит, его быстро поймают и съедят. И чтобы его не сели он меняет
свой цвет – линяет. Зимняя шерстка выпадает, а новая, серая, вырастает. И так
делают все жители тундры. Разберите карточки и разложите их на эту картинку –
где животные из зимней тундры, а где из летней.
- Смотрите, пока мы
рассматривали животных и растения мы доехали до селения, где живут люди.
Сегодня мы приехали к северному народу, который называют чукчами. Посмотрите на
фотографию – видите, как одеты чукчи? На них вся одежда меховая – и шапка, и
куртка, и штаны, и даже сапоги. Одежда из меха самая теплая. И даже жилища
чукчи делают из оленьих шкур. А называется такой дом ярангой. Посмотрите на
фотографии, какая большая яранга стоит в тундре. Поможете мне построить такую? - Выдаю детям палочки, которые крепим по
кругу на пластилин. Накидываем тряпицу, изображающую шкуру. – Ребята, вверху
нашей яранги должно оставаться отверстие, в которое уходит дым от костра.
Около получившейся яранги ставлю куколку чукчи.
- Здравствуйте, ребята! Какие вы смелые! Не побоялись
приехать в тундру, не побоялись замёрзнуть, помогли мне построить ярангу!
Спасибо вам. В благодарность я расскажу вам нашу чукотскую сказку. – Дети рассаживаются,
а я показываю театр теней.
- Понравилась вам сказка? Я очень рада. А теперь пришло
время возвращаться домой, но перед возвращением вы можете немного погулять в тундре. – выдаю контейнер с замерзшей землей.
Мхом, и водой, покрытой льдом. Дети расставляют фигурки и играют.
- Ребята, вы
закончили сегодняшнее путешествие по России. Вы побывали в тундре и я хочу
вручить вам медали за вашу смелость!
Инга сказка потрясающая! Я никогда и не задумывалась над тем, что такое болото. Я представлю какой ты теперь сама спец по тундре, раз такое глубокое занятие подготовила =))
ОтветитьУдалитьКаждый раз, когда я готовлю занятие, я хватаюсь за голову из-за того, что не могу рассказать малышам обо всём, что узнала, ведь они так малы. и урок такой короткий=) Но Тёме я потом на костяк урока что-то ещё рассказываю.
ОтветитьУдалить