Вот и подходит к завершению туманный почти весенний день. Хорошая прогулка после школы искусств. когда ребёнок пришёл по уши грязный, но довольный, заняла не мало времени. и его осталось на вечерние забавы совсем чуть-чуть. И мы с сынулей решили заняться опытами. Чем-то таким очень быстрым и не напряжным. Я огляделась в кухне по сторонам - что есть под рукой? Взгляд упал на пакетики с красителями - ну вот и тема для занятий.
Для начала мы развели красители в трех стаканчиках: красного, синего и жёлтого цвета. Ещё в три стаканчика налили воды. Поставили их по кругу на соседний стол, жидкости в стаканах соединили полосками ткани. А сами стали заниматься тем опытом, результата от которого не надо ждать долго.
Опыты с сахаром.
Первым делом мы решили посмотреть - что будет с любимыми Тёмой кусочками сахара, если их положить в воду? Воду подкрасили, чтобы было лучше видно. Первый же кусочек стал активно впитывать воду. Тогда Артём построил несколько пирамидок, одна выше другой, и стал смотреть - поднимется ли жидкость до 5-го кусочка? но его ожидания не оправдались. Подмоченный сахар стремительно таял и пирамидки падали. Так что выше второго кубика сахара вода ни разу не поднялась.
Итак, вода вопреки всем законам притяжения поднимается вверх. И поднимается она благодаря эффекту капиллярности. Капиллярный эффект проявляется на границе двух сред - жидкости и газа. Он проявляется в виде искривления поверхности жидкости, делая её выгнутой или вогнутой. Если посмотреть на столбик воды в пробирке, то вода выгибается у стенок сосуда (вблизи стенок сосуда вода поднимается по стенкам - это и есть эффект капиллярности).
Сахар имеет поры, а любая пора - это капилляр(крошечная пробирочка). Чем тоньше капилляр, тем больше капиллярная сила, и тем выше поднимается вода вверх вопреки силы тяжести.
Пока вода поднималась она подточила основание сахара, то есть песчинки сахара отвалились от кубика и растаяли. Башня потеряла устойчивость и упала.
Второй опыт у нас не очень хорошо получился исключительно из-за того, что мы взяли два темных и близких друг другу красителя - синий и зеленый. Проведя опыт, я поняла, что красители стоит брать ярко-контрастные. Итак, мы взяли три стакана, в первый положили одну ложку сахарного песка, во второй - две,в третий - три.
И влили в каждый стакан по три ложи воды. Добавили в каждый стакан разных красителей. Тщательно перемешали.
После этого в стакан, в котором был самый густой и насыщенный сироп аккуратно подлили из стакана, в которой было менее насыщенный раствор, а сверху - из стакана с сама ненасыщенным раствором. В итоге у нас получился стакан с трехслойным напитком, правда в нашем случае нижние два слоя практически не различаются по цвету.
Итак, в каждом стакане концентрация жидкости разная. Чем больше сахара, тем выше плотность жидкости, а значит и её масса. Поэтому самая плотная (и тяжелая) жидкость оседает вниз, а наименее плотная остается на поверхности.
Пока мы занимались сладкими опытами у нас прошло чуть больше часа. А к этому времени в стаканчиках отставленных в сторону произошло изменения - вся чистая вода окрасилась. Теперь, кроме синего, красного и желтого цветов у нас появились ещё оранжевый, зелёный и фиолетовый.
Итак, капиллярность и тут сделала своё дело и перемешала воду в стаканчиках.
Проводить с детьми опыты не обременительно и весело. Детям очень нравятся всевозможные превращения на их глазах. они всё воспринимают как игру. Мы начали проводить свои первые опыты с трех лет. Какие-то из них проводились уже не исчислимое количество раз, а какие-то мы находим на просторах интернета. Вернее нахожу я и предлагаю своему малышу. Когда у нас собирается домашняя школа, то опыты присутствуют практически всегда - настолько детям интересно. И не беда, если что-то не удаётся - бывает и так. дети должны видеть, что и так может быть. Подумать почему не получилось. Ведь опыты как раз для того, чтобы учиться думать... и весело проводить вечера!
Для начала мы развели красители в трех стаканчиках: красного, синего и жёлтого цвета. Ещё в три стаканчика налили воды. Поставили их по кругу на соседний стол, жидкости в стаканах соединили полосками ткани. А сами стали заниматься тем опытом, результата от которого не надо ждать долго.
Опыты с сахаром.
Первым делом мы решили посмотреть - что будет с любимыми Тёмой кусочками сахара, если их положить в воду? Воду подкрасили, чтобы было лучше видно. Первый же кусочек стал активно впитывать воду. Тогда Артём построил несколько пирамидок, одна выше другой, и стал смотреть - поднимется ли жидкость до 5-го кусочка? но его ожидания не оправдались. Подмоченный сахар стремительно таял и пирамидки падали. Так что выше второго кубика сахара вода ни разу не поднялась.
Итак, вода вопреки всем законам притяжения поднимается вверх. И поднимается она благодаря эффекту капиллярности. Капиллярный эффект проявляется на границе двух сред - жидкости и газа. Он проявляется в виде искривления поверхности жидкости, делая её выгнутой или вогнутой. Если посмотреть на столбик воды в пробирке, то вода выгибается у стенок сосуда (вблизи стенок сосуда вода поднимается по стенкам - это и есть эффект капиллярности).
Сахар имеет поры, а любая пора - это капилляр(крошечная пробирочка). Чем тоньше капилляр, тем больше капиллярная сила, и тем выше поднимается вода вверх вопреки силы тяжести.
Пока вода поднималась она подточила основание сахара, то есть песчинки сахара отвалились от кубика и растаяли. Башня потеряла устойчивость и упала.
Второй опыт у нас не очень хорошо получился исключительно из-за того, что мы взяли два темных и близких друг другу красителя - синий и зеленый. Проведя опыт, я поняла, что красители стоит брать ярко-контрастные. Итак, мы взяли три стакана, в первый положили одну ложку сахарного песка, во второй - две,в третий - три.
И влили в каждый стакан по три ложи воды. Добавили в каждый стакан разных красителей. Тщательно перемешали.
После этого в стакан, в котором был самый густой и насыщенный сироп аккуратно подлили из стакана, в которой было менее насыщенный раствор, а сверху - из стакана с сама ненасыщенным раствором. В итоге у нас получился стакан с трехслойным напитком, правда в нашем случае нижние два слоя практически не различаются по цвету.
Итак, капиллярность и тут сделала своё дело и перемешала воду в стаканчиках.
Проводить с детьми опыты не обременительно и весело. Детям очень нравятся всевозможные превращения на их глазах. они всё воспринимают как игру. Мы начали проводить свои первые опыты с трех лет. Какие-то из них проводились уже не исчислимое количество раз, а какие-то мы находим на просторах интернета. Вернее нахожу я и предлагаю своему малышу. Когда у нас собирается домашняя школа, то опыты присутствуют практически всегда - настолько детям интересно. И не беда, если что-то не удаётся - бывает и так. дети должны видеть, что и так может быть. Подумать почему не получилось. Ведь опыты как раз для того, чтобы учиться думать... и весело проводить вечера!
Отличные опыты! Мы тоже любим капилярные силы изучать ))
ОтветитьУдалитьМы много опытов делаем, а вот выкладывать все не собраться было. Интересно почитать, как опыты проводите Вы с Лёвушкой=) Я бы подглядела одним глазком=)
ОтветитьУдалитьу меня тоже выкладывать мало что получается из того, что мы делаем, на блоге есть один опыт с капилярными силами у нас - http://create-play.blogspot.ru/2013/05/Interesting-experiments-capillary-forces.html
Удалить