RSS

11 января 2016 г.

Рассказы Толстого для детей

Про эту книгу нельзя не написать. Это не книга – это песня! Она просто волшебная, восхитительная, фееричная!  Я не знаю, какими ещё словами описать восхищение от неё. Обычно я пишу – купите, спросите у друзей или в библиотеке. А здесь я напишу – купите! Купите, пока она ещё есть в продаже, особенно если вы мама мальчика! Потому что в этой замечательной книге собраны очень мальчиковые рассказы Л.Н.Толстого «Прыжок», «Пожарные собаки» и «Акула». Все эти рассказы о мужестве, о принятии решения, об умении вовремя среагировать и не испугаться.


Лев Николаевич у меня вызывает особое отношение. Для меня это всегда был писатель №1. И только следующими номерами идут обожаемый Булгаков, Достоевский, Лермонтов, и…ну не буду уж всех перечислять. Нет такого года, чтобы я не перечитала его повести, романы. Я очень хорошо помню, как слушала его рассказы ещё в садике. Какие сильные эмоции они у меня вызвали! Чувство страха, восхищения, восторга!!! Самых-самых любимых рассказов было три: «Акула», «Прыжок» и «Лев и собачка». И я тщательно выбирала книгу для сына, обращая внимание не только на рассказы, но и на оформление книги. И вот появляется сборник рассказов с иллюстрациями Михаила Бычкова. Я заказала его, не столько опираясь на сканы иллюстраций, которые меня привлекли, сколько на подборку рассказов.  Но я не могла предположить, что «живая» книга произведёт на меня столь сильное впечатление!

Когда книга оказалась в руках она поразила меня размером. Не форматная, большая, квадратная. Очень яркая. А потом мы с Артёмом в ней просто растворились. Потому что эту книгу надо не только читать: её надо рассматривать, её надо прожить. Бычков гениально соединил не соединяемые рассказы между собой. Он просто создал кругосветное путешествие, и страницы между рассказами – это места, через которые проходит корабль.

Каждый разворот – произведение искусств. Мы замирали на каждой странице и в трепетном ожидании переворачивали лист - что там?

Вот корабль отправился в путешествие: камчатка, гренландские киты, снежные пики, тонкая дымка вулкана…

Шелест страницы -  и мы оказываемся в Японии. Величественная гора Фудзи, в кольце облаков, на фоне пурпурного от заката неба. И корабль, который теряется от её величия… - ---  - Мама, а что в Японии море красное?
 - Нет, сынок. Море там такого же цвета, как и везде. Но посмотри, какое небо в нём отражается!


Опять переворачиваем страницу. Начинается рассказ.
Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой.
Спокойное вступление, не предвещающее никаких бурных событий.  И в противовес  тексту – очень динамичная иллюстрация: стремительные дельфины, матросы в работе, пассажирка, перевесившаяся через ограждение корабля, вздымающиеся от ветра юбки…  Рассматривать всё это необычайно интересно нам с сыном. Бесконечно: «Посмотри, а  видишь?..», «А она как смотрит!», «А матрос  что делает?» Мы в первый просмотр книги не читали текста. Вообще не читали – только рассматривали. Впитывали в себя каждую мелочь рисунков, пытались догадаться – а что же происходит? Оказалось очень увлекательно. Я-то знаю, что там будет. С детства помню. А Артёмка-то ещё ни разу не слышал этих рассказов.




Следующая страница, начинается основное действие. Обезьяна гримасничает и срывает шапку с мальчика. Ох, как тут нарисованы люди! Их мимика, движения тел!  Тёмка верно угадал, что происходит.


Ещё перевернули…обезьяна на мачте, мальчик лезет за ней. Видно, что парус большой, что лезть высоко и трудно….


Но масштаб того, какого всё это на самом деле, виден на следующей странице! И тут как раз понимаешь ценность этой, первой, где парус  крупным  планом. И вдруг: ничего себе! Это вот такой высоты они, мачты??!! Это вот на такую высоту он залез в запале??!! Артём даже не сразу увидел и мальчика,и  обезьяну.  Сердце просто замирает!



Следующая страница очень трагичная: множество запрокинувших вверх голову людей, на лицах испуг, и – кульминация рассказа – на палубе появляется отец мальчика, который не подозревал о происходящем! Тёмка, рассмотрев картинку быстро захотел перевернуть, чтобы узнать, ну что там дальше-то?



А дальше матросы, стремительно, не медля ни секунды, прыгающие в воду, чтобы спасти мальчишку. Уже потом, когда читала рассказ, объяснила, что при прыжке с такой высоты мальчик не успел вынырнуть и  захлебнулся. Поэтому и откачивали его.



Рассказ закончился, корабль идёт дальше. Шторм, волны, маяк, совсем небольшой на фоне утесов корабль.


Вот городской порт: дымящиеся пароходные трубы, буксиры, проводящие огромный пароход, смог. «Почему маленькие кораблики тянут большой?»  Вот и ещё тема для разговора. Куда корабль прибыл-то? Конечно в Лондон. Город смога.  И это уже следующая страница – крыши,  утопающие в сером мареве.


Шелест страницы… Ещё паровая пожарная машина, ещё блестящие каски с гребнем на головах. Всё ещё то, старинное!  Рассматривать безумно интересно!


Новый разворот – толпа зевак, спасённая собакой девочка на руках матери, и собака спасающая куклу. Но мы же не читаем, рассматриваем. Тёма ещё не знает, что собака спасла девочку и куклу. Он думает, что собака спасла двух девочек.

Корабль продолжает путешествие, он уже у берегов Африки. Интересное цветовое решение для Африки нашёл художник. Холмы и горы сине-голубые, а море и небо млечно-жёлтые. Я сразу вспомнила, как на юге от жары марево меняет цвет неба. Так это наш юг, а тут африканский! Там жар побольше будет!

А на следующем развороте всё наоборот: очень яркие, синие море и небо, и оранжевые пески Сахары. Рассказ начался.



Вот парус, опущенный в воду для купания матросов. Ну и много же их! И только двое мальчишек не хотят барахтаться в бассейне. Сначала они показаны совсем маленькими, и чувствуется сразу простор океана, масштаб корабля. А вот они уже крупно нарисованы, видны их эмоции: радость, задор. 



Но когда появляется акула, они опять уменьшаются в размерах. На рисунке – неотвратимость. Артём заинтригован, напуган, весь в ожидании.


Очень крупно нарисован отец-артиллерист, наводящий пушку на акулу и собственного сына. Не могу сказать, что на его лице много эмоций. Я бы сказала – по движению тела, по лицу, что он больше испытывает решимость, чем тревогу. Он действует настолько стремительно, что страх не успевает отразиться на лице.

И – после выстрела он же, но уже лежащий на палубе, обхватив руками голову. Женщина, закрывшая от ужаса лицо, матросы, которые даже наклонились, чтобы увидеть – что там? Столько драматизма в рисунке, так всё явно прорисовано! Артём сразу всё описал – и про тревогу людей, и про страх артиллериста (он ещё не знает, что это отец мальчика).


И дальше – перевёрнутая вверх брюхом акула, и шлюпка, увозящая детей. Вздох облегчения. Расслабился. 

Перевернул последнюю страницу: ночь, яркая луна, слегка освещенный корабль. Покой, который наконец-то испытал Артём, после просмотра книги совпадает с покоем на странице. Эмоции понемногу улеглись. Просмотр  - только просмотр! – оставил очень сильное впечатление.

Вечером сели книгу читать. Всё пережито ещё раз. И потом ещё, и ещё, и ещё… Книга становится очень любимой. И это не удивительно. Ведь написал её мастер слова. Лаконичный, достаточно сухой, повествовательный текст держит читателя в огромном напряжении и передаёт гамму чувств. А как о многом эти рассказы заставляют задуматься маленьких читателей, да и нас, взрослых.

Мы обсуждаем с Артёмом мальчика из рассказа "Прыжок". Была бы эта история, если бы мальчик не  среагировал на насмешки? Если бы он, как и все, посмеялся над ужимками обезьяны или вовсе бы ушел с палубы?  А Тёмка бы что сделал? Полез бы за обезьяной? Он бы стерпел насмешки матросов?  Стерпел бы обиду или пережил бы её? А как лучше бло бы? А всегда мы делаем как лучше? Что испытывал папа мальчика? Почему он так кричал на него, почему заставил прыгнуть с такой высоты, зная, что тот может погибнуть? Почему папа  ушёл в каюту плакать? Папа смелый человек или слабый, ведь он плачет? Собственно похожие вопросы появляются и в рассказе про акулу и папу-артиллериста.

Мужчина тоже может не только испытывать эмоции, но и демонстрировать их. Мужчина в экстремальной ситуации должен принять быстрое решение и действовать стремительно, не раздумывая. Такой мужчина достоин уважения и почёта. Но не все обладают такими качествами.  Поэтому мальчики должны с детства учиться принимать решения и думать о том, правильное ли решение они приняли. Оба папы проявили огромное мужество, потому что они любили своих детей и очень рисковали, спасая их. Как много разговоров после прочтения таких маленьких рассказов!


Вот такая замечательная книга у нас стоит на полке. Часто  лежит около подушки. Или на столе. Только вот в сумке не лежит – очень уж она большая. Единственный её минус. Но дома её формат только плюс!

Комментариев нет:

Отправить комментарий