Про эту книгу нельзя не написать. Это не книга – это песня!
Она просто волшебная, восхитительная, фееричная! Я не знаю, какими ещё словами описать
восхищение от неё. Обычно я пишу – купите, спросите у друзей или в библиотеке. А
здесь я напишу – купите! Купите, пока она ещё есть в продаже, особенно если вы
мама мальчика! Потому что в этой замечательной книге собраны очень мальчиковые
рассказы Л.Н.Толстого «Прыжок», «Пожарные собаки» и «Акула». Все эти рассказы о мужестве, о принятии решения, об умении вовремя среагировать и не испугаться.
Лев Николаевич у меня вызывает особое отношение. Для меня
это всегда был писатель №1. И только следующими номерами идут обожаемый Булгаков,
Достоевский, Лермонтов, и…ну не буду уж всех перечислять. Нет такого года,
чтобы я не перечитала его повести, романы. Я очень хорошо помню, как слушала
его рассказы ещё в садике. Какие сильные эмоции они у меня вызвали! Чувство
страха, восхищения, восторга!!! Самых-самых любимых рассказов было три: «Акула»,
«Прыжок» и «Лев и собачка». И я тщательно выбирала книгу для сына, обращая внимание не только на рассказы, но и на оформление книги. И вот появляется сборник рассказов с
иллюстрациями Михаила Бычкова. Я заказала его, не столько опираясь на сканы
иллюстраций, которые меня привлекли, сколько на подборку рассказов. Но я не могла предположить, что «живая» книга
произведёт на меня столь сильное впечатление!
Когда книга оказалась в руках она поразила меня размером. Не
форматная, большая, квадратная. Очень яркая. А потом мы с Артёмом в ней просто
растворились. Потому что эту книгу надо не только читать: её надо рассматривать,
её надо прожить. Бычков гениально соединил не соединяемые рассказы между собой.
Он просто создал кругосветное путешествие, и страницы между рассказами – это места,
через которые проходит корабль.
Каждый разворот – произведение искусств. Мы замирали на каждой
странице и в трепетном ожидании переворачивали лист - что там?
Вот корабль отправился в путешествие: камчатка, гренландские
киты, снежные пики, тонкая дымка вулкана…
Шелест страницы - и
мы оказываемся в Японии. Величественная гора Фудзи, в кольце облаков, на фоне
пурпурного от заката неба. И корабль, который теряется от её величия… - --- - Мама, а что в Японии море красное?
- Нет, сынок. Море там такого же цвета, как и везде. Но посмотри, какое небо в нём отражается!
- Нет, сынок. Море там такого же цвета, как и везде. Но посмотри, какое небо в нём отражается!
Опять переворачиваем страницу. Начинается рассказ.
Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой.
Спокойное вступление, не предвещающее никаких бурных
событий. И в противовес тексту – очень динамичная иллюстрация:
стремительные дельфины, матросы в работе, пассажирка, перевесившаяся через
ограждение корабля, вздымающиеся от ветра юбки… Рассматривать всё это необычайно интересно нам
с сыном. Бесконечно: «Посмотри, а
видишь?..», «А она как смотрит!», «А матрос что делает?» Мы в первый просмотр книги не
читали текста. Вообще не читали – только рассматривали. Впитывали в себя каждую
мелочь рисунков, пытались догадаться – а что же происходит? Оказалось очень увлекательно. Я-то знаю, что там будет. С детства помню. А Артёмка-то ещё ни разу не
слышал этих рассказов.
Следующая страница, начинается основное действие. Обезьяна гримасничает
и срывает шапку с мальчика. Ох, как тут нарисованы люди! Их мимика, движения тел!
Тёмка верно угадал, что происходит.
Ещё перевернули…обезьяна на мачте, мальчик лезет за ней.
Видно, что парус большой, что лезть высоко и трудно….
Но масштаб того, какого всё
это на самом деле, виден на следующей странице! И тут как раз понимаешь ценность
этой, первой, где парус крупным планом. И вдруг: ничего себе! Это вот такой
высоты они, мачты??!! Это вот на такую высоту он залез в запале??!! Артём даже не сразу увидел и мальчика,и обезьяну. Сердце
просто замирает!
Следующая страница очень трагичная: множество запрокинувших
вверх голову людей, на лицах испуг, и – кульминация рассказа – на палубе
появляется отец мальчика, который не подозревал о происходящем! Тёмка, рассмотрев
картинку быстро захотел перевернуть, чтобы узнать, ну что там дальше-то?
А дальше матросы, стремительно, не медля ни секунды, прыгающие
в воду, чтобы спасти мальчишку. Уже потом, когда читала рассказ, объяснила, что
при прыжке с такой высоты мальчик не успел вынырнуть и захлебнулся. Поэтому и откачивали его.
Рассказ закончился, корабль идёт дальше. Шторм, волны, маяк,
совсем небольшой на фоне утесов корабль.
Вот городской порт: дымящиеся пароходные трубы, буксиры,
проводящие огромный пароход, смог. «Почему маленькие кораблики тянут большой?» Вот и ещё тема для разговора. Куда корабль
прибыл-то? Конечно в Лондон. Город смога.
И это уже следующая страница – крыши, утопающие в сером мареве.
Шелест страницы… Ещё паровая пожарная машина, ещё блестящие
каски с гребнем на головах. Всё ещё то, старинное! Рассматривать безумно интересно!
Новый разворот – толпа зевак, спасённая собакой девочка на
руках матери, и собака спасающая куклу. Но мы же не читаем, рассматриваем. Тёма
ещё не знает, что собака спасла девочку и куклу. Он думает, что собака спасла
двух девочек.
Корабль продолжает путешествие, он уже у берегов Африки.
Интересное цветовое решение для Африки нашёл художник. Холмы и горы
сине-голубые, а море и небо млечно-жёлтые. Я сразу вспомнила, как на юге от
жары марево меняет цвет неба. Так это наш юг, а тут африканский! Там жар побольше будет!
А на следующем развороте всё наоборот: очень яркие, синие
море и небо, и оранжевые пески Сахары. Рассказ начался.
Вот парус, опущенный в воду для купания матросов. Ну и много
же их! И только двое мальчишек не хотят барахтаться в бассейне. Сначала они
показаны совсем маленькими, и чувствуется сразу простор океана, масштаб
корабля. А вот они уже крупно нарисованы, видны их эмоции: радость, задор.
Но
когда появляется акула, они опять уменьшаются в размерах. На рисунке –
неотвратимость. Артём заинтригован, напуган, весь в ожидании.
Очень крупно нарисован отец-артиллерист, наводящий пушку на
акулу и собственного сына. Не могу сказать, что на его лице много эмоций. Я бы
сказала – по движению тела, по лицу, что он больше испытывает решимость, чем тревогу. Он действует настолько стремительно, что страх не успевает отразиться на лице.
И – после выстрела он же, но уже лежащий на палубе, обхватив
руками голову. Женщина, закрывшая от ужаса лицо, матросы, которые даже наклонились, чтобы увидеть – что там? Столько драматизма в рисунке, так всё явно прорисовано!
Артём сразу всё описал – и про тревогу людей, и про страх артиллериста (он ещё
не знает, что это отец мальчика).
И дальше – перевёрнутая вверх брюхом акула, и шлюпка, увозящая
детей. Вздох облегчения. Расслабился.
Перевернул последнюю страницу: ночь,
яркая луна, слегка освещенный корабль. Покой, который наконец-то испытал Артём,
после просмотра книги совпадает с покоем на странице. Эмоции понемногу улеглись. Просмотр - только просмотр! – оставил очень сильное
впечатление.
Вечером сели книгу читать. Всё пережито ещё раз. И потом
ещё, и ещё, и ещё… Книга становится очень любимой. И это не удивительно. Ведь
написал её мастер слова. Лаконичный, достаточно сухой, повествовательный текст
держит читателя в огромном напряжении и передаёт гамму чувств. А как о многом
эти рассказы заставляют задуматься маленьких читателей, да и нас, взрослых.
Мы обсуждаем с Артёмом мальчика из рассказа "Прыжок". Была бы
эта история, если бы мальчик не
среагировал на насмешки? Если бы он, как и все, посмеялся над ужимками
обезьяны или вовсе бы ушел с палубы? А Тёмка
бы что сделал? Полез бы за обезьяной? Он бы стерпел насмешки матросов? Стерпел бы обиду или пережил бы её? А как лучше бло бы? А всегда мы делаем как лучше? Что
испытывал папа мальчика? Почему он так кричал на него, почему заставил прыгнуть
с такой высоты, зная, что тот может погибнуть? Почему папа ушёл в каюту плакать? Папа смелый человек или слабый, ведь он плачет?
Собственно похожие вопросы появляются и в рассказе про акулу и папу-артиллериста.
Мужчина тоже может не только испытывать эмоции, но и демонстрировать
их. Мужчина в экстремальной ситуации должен принять быстрое решение и
действовать стремительно, не раздумывая. Такой мужчина достоин уважения и
почёта. Но не все обладают такими качествами. Поэтому мальчики должны с детства учиться принимать решения и думать о том, правильное ли решение они приняли. Оба папы проявили огромное мужество, потому что они любили своих детей
и очень рисковали, спасая их. Как много разговоров после прочтения таких
маленьких рассказов!
Вот такая замечательная книга у нас стоит на полке.
Часто лежит около подушки. Или на столе.
Только вот в сумке не лежит – очень уж она большая. Единственный её минус. Но дома
её формат только плюс!
Комментариев нет:
Отправить комментарий