Ах, как меня потянуло опять в Новгород Великий! За свою жизнь я была там раз шесть, и каждое посещение оставляло глубокий след в душе. Каждое путешествие оказалось чем-то памятным. Не все места так меня притягивают, некоторые стираются из памяти, погружаются в дымку: вроде была там, а вспомнить и нечего. Последний раз мы были в Новгороде два года назад, в начале осени. Тёма, конечно же, уже ничего не помнит. Зато я кое-что из того последнего путешествия вынесла: детям малоинтересны памятники истории и архитектуры. Им интересно бегать, прыгать и играть. А целый день ходить, смотреть и слушать - это для взрослых удовольствие. Поэтому я начала думать, как изменить путешествие так, чтобы детям стало интереснее. И родилась небольшая программа посещения. Раньше мы называли бы такое мероприятие игрой по станциям, а сейчас в тренде модное слово "квест".
Сразу скажу - получилось далеко не всё. Но что-то получилось. Самое плохое, что я сделала - решила за два дня обхватить необъятное. Не обхватилось=))) Но буду рассказывать по порядку - и свои задумки, и то что из них получилось или нет. Будет много фото, потому что когда искала в интернете - не могла найти то, что было нужно. Вдруг мои теперь пригодятся кому-то. И скорее всего будет не один пост. И даже не два. Итак...Путешествие началось!
Конечно же знакомство с городом (и не только знакомство) мы начали с посещения новгородского детинца. Почему не крепости? Потому что не было на Руси слово крепость. Было слово детинец. Учёные до сих пор не могут объяснить его происхождение, но одно из встреченных в разных местах такое: детинец от слова деть. Деть что-то или кого-то во время опасности. И это что-то девали за крепостными стенами в случае опасности. Мне такое объяснение кажется притянутым за уши, но оно встречается в книгах, про него говорят экскурсоводы... Об этом я рассказала детям, когда мы шли вокруг крепостной стены ко входу.
Крепостные стены всегда как-то особенно действуют на человека. Они действительно укрывают и как-то умиротворяют, что ли. Чувствуешь себя защищенным, успокоенным, расслабленным. А нам и с погодой повезло - солнышко согревало. Умиротворение полное. Какой тут квест? но...Он подготовлен. Время начинать. Выдала детям по распечатанной карте детинца и пачечку карточек с изображением башен. Подбирала фото долго, искала виды изнутри крепости, а не снаружи. Теперь есть свои, точные, совпадающие с действительностью.
Первое задание - пройти вдоль крепости, найти среди карточек нужную и приклеить на карте. Если карточки данной башни нет - сделать собственное фото.
Второе, сопутствующее задание - постараться сделать фото флюгеров башен. Все флюгеры сфотографировать не получилось - мешал солнечный свет и положение флюгеров - никак не разворачивало их плоскостью к нашим фотоаппаратам, стояли боком. Но всё-таки в заданиями мальчишки справились.
К сожалению на башню Кокуй - самую высокую в крепостной новгородской стене - мы не попали. она закрыта на реконструкцию примерно на год. Скажем честно, это сильно расстроило, полного удовольствия от посещения крепости не получили.
Когда мы приехали домой и рассмотрели фото, то, благодаря им, увидели, что вряд бы похоже с земли флюгера различны. Вон какие забавные цветочки несёт на себе спасская башня=)
|
Дворцовая башня |
Так мы дошли до дворцовой башни и свернули на дорожку, которая вела к крошечной церкви Андрея Стратилата с необычной историей.
|
Церковь Андрея Стратилата |
Изначально на этом месте был построен большой храм Бориса и Глеба, построенный в 1167-1173гг. Примерно через триста лет храм пострадал от пожара, а через несколько десятилетий на фундаменте построили новый храм, с сооружением отдельного придела Андрея Стратилата (христианский святой, воин-мученик). В смутные времена, когда шведы захватили Новгород, храм сильно пострадал, а в 1682 году обрушился. В дальнейшем разрушенный храм разобрали, а оставшийся целым придел переделали в самостоятельную церковь. Чудны дела Твои, Господи. Мальчики вместе с нами зашли в церквушку (50 руб вход для взрослого), и удивленно рассматривали практически голые стены с остатками настенных фресок. Не привыкли они к таким стенам. Привыкли к украшенным иконами.
Выйдя из церквушки мы продолжили путешествие по детинцу. Я рассказала детям про историю развития колоколен на Руси и выдала карточки с разными видами колоколен (а звонница это тоже колокольня). Надо было сообщить, когда они встретят колокольню и рассмотреть, есть ли она среди карточек. Задание с подвохом, но об этом дальше. Заодно рассказала немного о тайничных водяных воротах. буквально в двух предложениях.
Так неспешно мы дошли до звонницы. Конечно же дети её узнали, побежали рассматривать колокола. Я рассказала две истории про то, как колокол лишился своих ушей. Первый колокол был наказан указом Ивана Грозного. Когда царь ехал на обедню, звонарь зазвонил в колокол. Конь испугался, и царь чуть не оказался сброшенным. Виновным в сием происшествии был признан колокол, и ему было назначено наказание: быть лишенным ушей. и колоколу отрубили уши, оставив только среднее.
Второй колокол новгородский лишился своих ушей не по злому умыслу. Во время ВОв колокола закопали в землю. Земля топкая, липкая. Когда после войны тяжёлые колокола начали тракторами вытягивать из земли, плотно облепившей тело колокола, ухо не выдержало и оторвалось.
Детям эти истории очень понравились и мы пошли на колокольню, смотреть на Великий Новгород сверху. (Посещение звонницы и путешествие по крепостной стены для взрослого стоит 250 руб). Со стены звонницы открылся вид куполов знаменитого Софийского собора.
Дети получили распечатки с видами куполов. И они должны были определить какого вида купола Софии. Справились быстро - два шлемовидных, остальные луковицеобразные.
Вид на купола и на Волхов с другой стороны очень красивые, и пока дети любовались, я рассказала им легенду про голубя, который сидит на кресте центрального креста Софии.
Этот голубь - символ Святого Духа. Но легенда гласит, что когда в 1570г Иван Грозный расправлялся с новгородцами за непокорство и недовольство, то людей убивали так много и так жестоко, что голубь, присевший на крест Софии окаменел от горя, увидев сверху жестокое побоище. С тех пор он там так и сидит. Позже одному монаху во сне явилась Богородица и сказала, что голубь охраняет Новгород. И пока голубь не покинет креста Новгород будет храним свыше. Во время ВОв снаряд сбил голубя с купола, и немцы заняли город.
Потом мы пошли прогуляться по крепостной стене. Расказала детям о том, что мостовые в Новгороде мостили сосновыми бревнами. Когда они сгнивали сверху, прям на сгнившие, укладывали новый слой бревен. новгородские мостовые начали мостить в X веке, в то время как в Париже этим занялись в XIIв, а в Лондоне - в XV. Внизу дети увидели памятник какой-то длинной сосиске странного серого цвета. Пришлось рассказать о том, как произошло слово рубль. и как Новгородцы рубили свои деньги. Ведь это был памятник рублю.
В конце крепостной стены нас опять ждало разочарование. Два года назад посещение стены заканчивалось тем, что мы попадали по стене в башню. В этом году и эта башня закрыта на реконструкцию...На цену билета это не повлияло. Грустно.
|
Дворцовая башня и вдалеке - Спасская
|
|
Флюгер Дворцовой башни
|
|
Вид на Ярославово дворище с крепостной стены |
Когда мы спустились, то пошли к Софийскому собору. Но дети уже устали от раннего подъема и жаркого солнца. Поэтому задания и рассказы, которые я приготовила практически не были воплощены.
|
Вид на Софийский собор и звонницу с Ярославова дворища
|
|
Софийский собор |
Первое задание касалось Магдебургских ворот, установленных в соборе. Рассказ о них для детей был очень примитивен - это бронзовые двери сделанные вручную в 1153 году в городе Макдебурге. Википедия нам сообщает, что:
эти врата являются воинским трофеем новгородцев, ходивших по морю в 1187 году в шведскую столицу Сигтуну
Ворота великолепны, рассматривать их - подлинное удовольствие. Но дети не знают многие истории Ветхого завета. Зато они точно знают историю Рождества Иисуса Христа. Поэтому задание мальчишкам - найти на воротах два элемента. Первый - волхвы, приносящие дары, второй - бегство Девы Марии с младенцем Иисусом в Египет от царя Ирода. Я была очень рада тому, что дети справились! Не зря я показываю им рождественские спектакли! А ведь найти нужные сюжеты на этих вратах не просто. Не каждый взрослый догадается, что эти три заморенные фигуры - волхвы с дарами.
|
Магдебургские ворота с изображением библейских сцен |
|
Слева - три волхва с дарами, справа - Богоматерь с младенцем Иисусом,
на ними - рождественская звезда, рядом ангел |
|
Слева встреча Девы марии с Елизаветой,
справа - бегство Девы Марии с младенцем Христом в Египет от царя Ирода |
Ну и, конечно же, я не смогла устоять и обратила внимание детей на ручки дверей. они изображают львиную голову с торчащими из них головами. Дети не смогли предположить символом чего является эта картина. Так что я им сказала, что это ад пожирающий грешников.
Поскольку дети устали, то мы не повели их в собор, а сходили туда сами. Но дети всё же побывали в Софийском соборе на следующее утро. Это был день Успения Богоматери - один из двунадесятых православных праздников. С одной стороны мы не смогли походить и посмотреть собор - было много народа. С другой - они смогли внимательно рассмотрели икону Успения. А она в соборе очень красивая, большая, значительная и притягивающая взгляд. Я рассказала о сюжете иконы и о празднике. А ещё было много батюшек в красивых одеждах, храм украшен цветами и дети были этим впечатлены.
Ещё про одну знаменитую икону Софии - Знамение Богоматери - я им просто рассказала. Хотя изначально планировала дать им репродукцию и попросить найти знаменитую икону. Посмотреть икону не получилось из-за большого количества людей.
В XII веке громадная суздальская рать окружила город Новгород, потребовав сдачи города. Новгородцы молились о спасении. Святитель Иоанн молился три дня, и ему было откровение: взять икону богоматери, вознести на городские стены и пройти с ней крестным ходом. Что и было сделано. Во время крестного хода людей обстреливали и одна стрела попала в лик Богоматери. Тогда икона сама повернулась в сторону города а из глаз лика потекли слезы. В это же время нападавших окутала тьма и напал на них ужас.Среди суздальцев начались драки. новгородцы открыли ворота и вступили в бой. Суздальцы отступили. А икона была перенесена в софийский храм и стала иконой-заступницей города. Такая красивая история не могла не затронуть детей.
Утром же мы до конца прошли по кругу крепости и посмотрели на оставшиеся башни, потому что накануне не успели это сделать - нас уже ждали в другом месте.
|
Владимирская башня |
|
Флюгер Владимирской башни
|
|
Фёдоровская башня
|
|
Митрополичья башня |
Выше я писала, что задание с поиском колоколен было с подвохом. И дети "попались". Они нашли ещё одну колокольню. которая колокольней не является! На территории детинца стоит высокая белоснежная башня, которая называется часозвоней. В верхней части часозвони находятся часы, выходящие на 4-ре стороны света. Они связаны единым механизмом. Каждые полчаса и час колокол отбивал время.
|
Часозвоня. Вид со двора от Фёдоровской башни |
Вот такие приключения и задания были у нас в новгородском детинце. Продолжение нашего путешествие будет позже.
.
Здорово! Очень познавательно!!! Поездка ещё паломнической получилась!
ОтветитьУдалитьЛена, спасибо=))) Ты знаешь, а в Новгороде никак по другому не получается...Вся история там связана с историей церквей, ве памятники старины - церкви. Вот пришли в монастырь(позже напишу пост), что там посмотреть? там храм Георгия знаменитый. Чем знаменит? фресками об Георгии Победоносце=))) Приехали на Рюриково Городище...а там только старинная церковь..опять о Боге=)
Удалить