Сегодняшний наш урок посвящен ещё одной природной полосе России –
лесополосе. Для меня это самая трудная зона, потому что мы в ней живем. Мы
часто бываем с Артёмом в лесу – собираем грибы, ягоды, просто гуляем. Он знает,
какие ягоды в лесу растут, видел разные мхи, деревья. Он знает основных лесных
животных – ну чем его удивить. Поэтому я
просто постаралась сделать занятие больше игровым. А сначала, конечно же, мы
вспомнили прошлое занятие.
- Ребята, вы помните, где мы побывали в
прошлый раз? Правильно, мы
путешествовали по тундре. И в тундре мы встретили растительность совсем
невысокую, потому что растениям не хватает солнца и мягкой земли. Посмотрите, у
меня в руках фотография карликовой берёзы. Видите, как притулилась она к камню?
Посмотрите, какой у неё кривой, тонкий ствол. А вот у меня другая фотография. На
ней тоже изображена берёза. Только она высокая, ствол у неё ровный, гладкий,
ветки раскидистые. Где такая берёза растёт?
- В лесу!
- Правильно. Такая красавица
растёт в лесу. Вы все бывали в лесу? Много в лесу деревьев? Они все разные,
правда? Какие деревья вы знаете? - слушаю
ответы, - Молодцы. А вот скажите мне, пожалуйста. Что такое светлый и тёмный
лес. Чем они различаются? – Выкладываю перед детьми фотографии.
Дети рассматривают, но ответов не слышу. Начинаю рассказ.
- Смотрите ребятки, на этой фотографии
лиственный лес. Литья хоть и шире чем хвоя, но они реже растут на ветке, и веток
на деревьях меньше, и деревья реже растут. Трепещут листики на ветру, открывают
свету путь к земле. А в хвойных чащах деревья близко друг к друга стоят, и
ветки гуще, чем у лиственных. С трудом
свет пробивается к земле.
Есть леса лиственные, есть
смешанные, а есть только хвойные. В нашей стране, России, встречаются все виды
леса. Но особенно большой хвойный лес растёт на востоке нашей страны, и
называют такой лес тайгой. Посмотрите на
фотографии, видите какие большие в тайге леса? И ни одного лиственного дерева.
Лето в тайге тёплое, но короткое. А зима продолжительная и очень холодная.
Давайте же посмотрим, какие хвойные деревья растут в тайге? – выкладываю перед
детьми фотографии деревьев. – Это сосна, вы её видели все. А вот кедр – могучее дерево, крепкое. А это
пихта – стройное дерево с короткой мягкой хвоей. Понюхайте, как пахнут иголочки
пихты, её запах очень полезен (даю понюхать пихтового масла). Ещё одно знакомое
вас всем дерево – ель. У ёлки короткая жёсткая и колючая хвоя. Это лиственница. Единственное хвойное дерево,
которое свою мягкую хвою сбрасывает зимой, как лиственные деревья. А теперь
посмотрите, что у меня в корзинке? Шишки! Смотрите, какие они все разные. Давайте попробуем разобраться, на каких деревьях они растут. – раздаю карточки, по которым дети сортируют
шишки.
- Какие вы молодцы, справились! Ну
что же, давайте познакомимся с животными, которые живут в лесах России. – Дети вспоминают
животных, я выкладываю карточки. Одно животное не названо – росомаха. Выдаю
каждому по очереди по фигурке, и дети сопоставляют картинкии фигурки.
- Ребята, а что кушает лось? Траву, и это травоядное животное. А какие ещё из этих животных травоядные? Правильно, заяц, бобр. А какие из этих животных хищники? Волк, лиса, медведь, росомаха. – Дети раскладывают фигурки на разные листы схемы. - Смотрите, у нас остались животные, которые и не травоядные, и не хищники. Что же они едят? Такие звери называются всеядные. Они предпочитают растительную пищу, но могут кушать и лягушек, и птичьи яйца, и червяков. Всеядными являются барсук, ёжик, белка.
- А теперь давайте вспомним, кто
из лесных животных ложится зимой в спячку? – предлагаю новую схему. – Правильно.
Медведь. Ёж. И… барсук! Он тоже нагуливает жир и в спячку впадает. А кто
заготавливает припасы? Белка и бобр! Да, осенью бобры занимаются заготовкой
древесного корма на зиму. Запасы бобры складывают в воду так, чтобы вся еда
осталось подо льдом после замерзания. Смотрите, у нас остались животные,
которые не делают запасы на зиму, и не впадают в спячку. Они всю зиму ищут себе
еду под снегом. Например, лиса ищет под снегом мышей. А зайцы и лоси обгладывают ветки.
- Ну что же. Пойдемте теперь в наш лес. В этом лесу вам надо найти для
наших животных домики. Давайте поищем, где живет белка? В дупле. А барсук? В
норе. А ёжик? Под корнями деревьев, под пнями ветками. А бобр? В хатке. А медведь
– в берлоге. А кто ещё живёт в норе? Лиса и волк. А росомаха, как и медведь,
устраивает себе логово под корнями или между камней. А вот лось и заяц живут без
домиков. Они свободно перемещаются по лесу.
- Ребята, а птицы в лесу живут? Живут. И их
очень много. Сейчас я покажу вам несколько птиц, и вы послушаете их голоса. – Показываю карточки «Птицы наших лесов», и
включаю голоса: ворона, сойки, иволги, горихвостки,
соловья, щегла, клеста. Поскольку дети
уже начинают отвлекаться, устали, то уже ничего не рассказываю. Заканчиваю
показом последних двух птиц из того же набора карточек: ястреб и сова. Вспоминаем,
что эти птицы хищные.
При озвучивании птичьих голосов пользовалась замечательной книгой:
И фильмы BBC, которые рекомендую показать малышам:
Маша Ленская
ОтветитьУдалитьИнга просто БЛЕСК !! говорю тебе это не как сказочник,а как учитель географии в первой своей профессии. Точно, просто, очень внятные акценты.. ты права это САМАЯ трудная тема из природных зон- потому как все вроде все знают..
очень понравилось с шишками.с запахом!!!!
мальчишки такие сосредоточенные !!! Продолжай пожалуйста все это !!!!!!
я твой фанат!! И знаешь я бы и своего любопытного сына у тебе привела, то есть твои занятия актуальны поверь не только малышам!
Маша, спасибо большое. Очень приятно услышать так много елстных слов от профессионала! Может когда-то мои занятия переступят порог моей квартиры=)
УдалитьКак интересно у вас! ))) очень понравилось занятие и ваш самодельный лесок! Особенно белочка в дупле ))
ОтветитьУдалитьСпасибо=)
УдалитьДа. мне кажется лес был той самой находкой, благодаря занятие стало интересным.
Очень понравилось ваше занятие! Сразу видно творческий подход! Сама по профессии тоже педагог, работаю в Детском экологическом центре, так что говорю со знанием дела :)
ОтветитьУдалитьЛена, а что происходит в детском экологическом центре? Что там дети делают?
УдалитьИнтересно! мне было познавательно почитать как организовываются занятия по географии, спасибо!
ОтветитьУдалитьСпасибо! Очень интересно!
ОтветитьУдалить