Прошло лет 18, я сама стала мамой. Начала покупать детские
книги, которых практически не было в продаже. Поэтому каждая книжка, выложенная
на кооперативных прилавках, удостаивалась моего внимания. Однажды я увидела
детскую сказку с красивой обложкой. Взяла в руки, раскрыла... и испытала сильнейшее волнение. Я увидела
картинку из детства – тёмная пещера, сова, мыши, змеи, страшная колдунья у
котла. Удивительно, что книга раскрылась именно на этой, единственно
запомнившейся картинке. Я не знала ни автора сказки, ни художника. Я забыла, о
чём книжка. Но эта страшная колдунья засела в моей памяти накрепко. Конечно же,
я сразу сказку купила и прочитала взахлеб. Тогда же я выкупила все остальные
книжки про Волшебную страну – раньше я их не читала. Эти книжечки были любимы
моими старшими сыновьями, но столь сильного впечатления, как на меня в детстве,
не произвели. Им больше пришлась по душе «Ронья-дочь разбойника».
И вот - подрастающий Артёмка, который очень любит слушать
сказки. Когда ему исполнилось три года, я встречала в интернете рассказы мам,
читающих Темкиным ровесникам «Изумрудный город», и не понимала - зачем? Книжка замечательная, особенно в оформлении
Владимирского (которое у меня и стоит), читается легко, сюжет захватывающий –
но в три-четыре года зачем её читать? Ведь в данной книге очень много героев, а
маленькие дети не могут сосредотачиваться на сюжетах с большим количеством
героев. Там есть тонкие взаимоотношения, которые деткам просто не понять – ну как
объяснить, почему Волшебник обманывает всю страну?
Но прошло всего полгода, Тёме исполнилось 3 и 7, и я начала
задумываться, а не прочитать ли ему книгу? Я видела, что мой сынишка готов
оценить все прелести путешествия Элли, особенно с его ярко выраженным
характером воина, защитника, борца за справедливость. Я подождала ещё несколько
месяцев и…начала чтение. Артёму было 3 года и 10 месяцев. Это была вторая
книга, которую мы читали не один день. Мы прочитали книжку за 5 или 6 дней –
сейчас уже не помню точно.
Самые первые страницы, когда Элли читает книгу у своего
домика, дались тяжеловато – много статики, описаний. Я очень хорошо читаю на
разные голоса, но тут мне пришлось читать очень эмоционально, чтобы описания
привлекали малыша. Но как только началось действо - колдовство Гингемы, буря, взлетающий домик - Тёма
был просто потерян для этого мира. Он
весь погрузился в сказочный. Момент прилёта Элли в волшебную страну оказался не
понятным и не интересным – за исключением того, что она – крак-крак! –
раздавила злую колдунью. Добрая волшебница с большой книгой, милые жевуны,
описание прекрасных домиков – не задержали внимания. Он вроде и слушал, но,
слышал ли – вопрос. Вернее так, он и слушал, и слышал, но достаточно
отстранённо.
Но как только Элли встала на дорогу из жёлтых кирпичей,
сынуля опять был вовлечён в действие. Всё было замечательно до того момента, когда
Элли с друзьями не достигли, наконец-то, Изумрудный город. И опять провал – Дин
Гиор, Солдат, прислуга, горожане, описание города и камушков – всего очень
много, а действия нет. Я даже не знаю, как правильно написать про Тёмину
реакцию – вроде и был интерес, продолжал держаться. Но, я бы сказала, не к
тому, про что читаем, а к тому – ну что ж там дальше-то будет?! Поэтому я стала
сокращать текст в тех главах, где герои ждали встречи с Гудвином, а потом
приходили и видели его в разных видах. Кстати, эти перевоплощения Артём тоже не
до конца уяснил, мне кажется. Вроде и понял, что волшебник превращался каждый
раз во что-то новое…Но как-то он очень долго превращался.
Путешествие в Фиолетовую страну вернуло интерес к книге, но
страницы, где Элли уговаривает Фрегозу поднять всех на восстание, немного
сократила. После этого читали до конца без сокращений.
Интересно, что Артём дослушал книгу и как бы забыл её.
Правда папа, увидев, что мы читаем, ещё и диск с мультфильмами принес. И Артём
узнал, что есть ещё продолжение. Стал просить прочитать про Урфина Джюса. Я
долго сопротивлялась, но начала – книга не пошла. Прочитав пять глав, мы её
отложили в сторону. В мультике все замечательно укладывается в 10 минут, а в
книге много размышлений и описаний.
Но вот прошло 4 месяца, и сын опять достал книгу про Элли.
- Мама, прочитай про Людоеда.
Прочитала. И последующие главы тоже. На следующий день
попросил прочитать про летучих обезьян – прочитали все приключения в Фиолетовой
стране. Потом читали про то, как нашли железного дровосека, про саблезубых
тигров и трусливого льва. Самое поразительное для меня было, когда он попросил
прочитать про то, как в маковом поле уснули.
При первом прочтении мне показалось, что глава прошла мимо его сознания,
не задела его. Просто впервые читая книгу, главой про маковое поле мы закончили
чтение, и когда на следующий день спросила, на чём закончили – он практически
не смог пересказать. И вдруг: «Прочитай, как лев от запаха цветов уснул». В общем,
за четыре дня мы перечитали книгу в вольной последовательности. Мне это
понравилось. Потому что это значит, что есть моменты, которые произвели на ребёнка
особое впечатление. Я сама так перечитываю книги – не всю. А то, что тронуло
душу.
Вот так мы познакомились с замечательной книгой. И я считаю,
что лучше бы всё-таки познакомились попозже. Моё родительское тщеславие
толкнуло эту книгу ребёнку очень рано. Книга ему очень понравилось – но так много
он не уловил ни в сюжете, ни в
отношениях героев. Конечно же, книгу нам надо перечитать и в пять, и в
шесть. Уже с другим осознанием. Главное – не зачитать так, чтобы уже не
захотелось перечитывать. А вам - успешного чтения!
А пока мой ребёнок рассматривает картинки в остальных 5-ти
томах, и просит их все прочитать!
Комментариев нет:
Отправить комментарий