RSS

30 июля 2016 г.

Индейцы

Как редко я стала заходить в свой блог! Вести заметки оказалось значительно легче в соцсети, там легче выкладывать фотографии, быстрее пишутся тексты. Но вот захотелось написать большой текст – и я опять тут. Тем более что хочу написать про то, как мы погрузились в новую эпоху, а первая описана в прошлом году, это были первобытные люди.

В этом году мы играли в индейцев. Погружение в тему прошло значительно интереснее. Чем в прошлом году. То ли дети подросли, то ли мы организовали игры с большим опытом, учтя прошлогодние недостатки…  Но мне очень понравилось и как были проведены игры, и как дети отреагировали. Итак – индейцы.

Мама Саша сшила нам всем замечательные костюмы. Пусть они не очень достоверные, но в любом случае мы играем, а не восстанавливаем события в полной исторической реальности. Зато костюмы были очень яркими, привлекали глаз и явно нравились детям. Все переоделись и игра началась.


Детей встретил шаман.

- У-Хау! Приветствую вас, бледнокожие дети! Я узнал, что вы хотите знать всё о жизни индейцев и научиться быть такими же ловкими, быстрыми и сильными духом, как люди этого племени! Я рад этому, потому что индейцы – великие люди! Что ж, я готов рассказать вам об этом народе, и если вы пройдёте испытания, то я приму вас в наше племя!

Мы рассаживаемся на траву, и я  - простите, шаман – начинает рассказывать детям об индейцах. Где они жили, в каких жилищах, как охотились, как был обустроен их быт.  Мы листаем детскую энциклопедию, рассматриваем распечатанный материал. 



Очень хорошо прошла игра, когда детям по очереди показывали карточку, на которой было напечатано 3-4 картинки, а потом, когда ребенок запомнил, показывали аналогичную карточку, и надо было сказать, что отсутствует. Эта игра была хороша тем, что проговаривались – и неоднократно – новые слова: томогавк, тотем, пирога, типи и т.д. Такая игра и помогала и обогащению речи и помогала усваивать новые слова.


Теоретическая часть заняла у нас около 15-20 минут, и пришла пора встряхнуться.

- У-Хау! Дети бледнолицых! Вы познакомились с жизнью индейцев! Готовы ли вы пройти испытания? Вам придётся отказаться от своих имён и выбрать имена истинных детей природы! Но сначала мы будем танцевать ритуальный танец! Повторяйте за мной все движения!

Под звуки бубна я совершаю движения, изображая шаманский танец, а дети повторяют его за мной.  Получается очень даже динамично. Вхожу в транс… Движения убыстряются=))



- Теперь вам необходимо изменить ваши имена на индейские! Отныне вас будут называть тем именем, которое вы выберете! Имена индейцев отражали их черты характера, их внутренние качества. Если человек быстро бегал, то его могли назвать быстрым оленем, если хорошо стрелял, то его могли назвать соколиным глазом. Нежную красивую женщину могли назвать утренней зарёй. Подумайте, как будут звать вас?

 - Как зовут тебя?
 - Зоркий глаз!
 - Зоркий глаз, с этой минуты ты становишься индейцем нашего племени!
 - Как зовут тебя?
 - Фаейрфэйс!

В некотором замешательстве шаман принимает и это имя и проводит обряд посвящения.
- У каждого племени индейцев есть свой тотем, животное, которому они поклонялись. Теперь и вам надо выбрать, кому будете поклоняться и создать свой тотем!

Садимся с детьми за картон и цветную бумагу. Тотемом выбрали священного ворона. Каждый вырезает что-то своё: клюв, глаза, зубы, крылья.






 Потом я приклеиваю всё на тотемный картонный столб там, где показывают новопосвященные.





- Вы выбрали себе имена, создали тотем, теперь пришла пора построить жилище индейцев – типи.

 Мой муж заранее срубил слеги и связал их, и нам остается только покрыть их тканью. Довольные дети залезают в типи и устраивают там перекус, пока мы готовим им новые испытания. 



Пришла пора активных игр.

- Индейцы хорошие охотники, опытные следопыты и отважные воины. Сейчас вы должны доказать, что достаточно ловки!  Нужно перешагнуть через это препятствие.



Натягиваем перед детьми меховую тесьму, через которую они свободно перешагивают. Потом поднимаем её всё выше и выше, потом начинаем её пускать волной. Следующее задание – пролезть под тесьмой. Сначала она натянута высоко, но опускается всё ниже и ниже. Потом дети учатся кувыркаться через обруч.





Потом устраиваем им задание на преодоление трудностей – связываем детей и предлагаем им выпутаться. В ход идут верёвка и лоскут хорошо тянущейся материи. Это упражнение взято из мягкой школы. Оно хорошо тем, что помогает детям не только физически учиться преодолевать преграду, учиться напрягать и расслаблять тело, но и психологически преодолевать проблему. Дети, которые часто выполняют упражнения такого плана, психологически готовы искать выход из безвыходных ситуаций. Надо сказать, что дети довольны и радостны. 




А в заключение играем в настольную игру на ловкость – детям раздали деревянных мышек, которых они держат за хвостики. Шаман ловит мышек. А дети дёргают их и не дают поймать. Смех не умолкает.


После долгой физической разминки пришла пора немного успокоиться и поработать.

Мама Саша, усадив детей вокруг себя, достала множество сшитых с любовью мешочков и дети начали угадывать, что же в них находиться. Угадать надо было ощупывая и нюхая мешочки, не залезая внутрь. 

Маковые зерна и кусочки сахара, крупная соль и зерна овса, маленькие шишки и жёлуди. определить съедобно или нет содержимое мешочка было очень увлекательно, но необычайно трудно.


- Индейцы очень близки с природой. Они с большим уважением относятся к животным. Они очень хорошо знают травы и ягоды. Индейские женщины умели красить нитки в разные цвета с помощью растений, мы же сегодня займёмся тем, что украсим узором от растений ткань для одежды.

Все идут по дороге, выбирая любую понравившуюся травку. Каждый срывает себе нужную и все собираются на крыльце дома. Детям выданы молоток, бумага и полоса ткани. На ткань кладется растение, сверху укрывается бумагой и… по этому бутерброду стучат молотком. Мы занимались таким творчеством впервые, и в процессе поняли, что лучше использовать не железные молотки, а деревянные. Позже я попробовала создать узор из сока растения деревянной киянкой – результат был замечательный.









Последнее на сегодня задание – нарисовать углем и глиной "наскальный" рисунок. Уголь пошёл на ура, а глина не впечатлила маленьких художников.






Первый день индейской темы закончился. Пора на речку!

***

День был жаркий, дети с самого утра нашли себе занятия, мамы отдыхали, лениво переговариваясь. Но  - надо доделать задуманное. Ещё множество не реализованных идей – работа с глиной, отпечатки трав красками, поиски по следам, украшение оружие и метание копий.

Решили сначала заняться отпечатками трав. Дети отказались участвовать в предложенном мероприятии, и тогда мы использовали приём, который до сих пор всегда срабатывал – сели рисовать травами сами. На траве были разложены акриловые краски, принесли и разрезали фрукты, набрали ажурных трав, разложили вокруг лоскуты. Как и ожидалось, дети один за другим подбежали и сели вокруг нас. 






Акриловые отпечатки травами на ткани захватили нас полностью. Это было прямо какое-то медитативное занятие – мы с удовольствием наносили краску на травы и фрукты, и прикладывали их к ткани. Дети рисовали и рисовали. То ли сказалась насыщенность предыдущего дня, то ли жаркий зной этого – но никто и не думал переходить к какому-то следующему заданию. Нам было просто хорошо.

А потом мама Саша достала пучки перьев, заранее приготовленные копья, обрывки шкур, отданные меховой мастерской и дети так же медитативно начали украшать себе оружие.

На ветку яблони были подвешены хвосты и мордочки животных и дети полдня охотились, соревнуясь в меткости и удали. Вот где пригодились копья!





Так и закончилось погружение в индейскую тему. И хотя не все идеи воплотились в жизнь, но эти два дня прошли очень насыщенно и ярко.

Мой сын уже месяц ходит в головном уборе индейцев, и вешает себе на грудь красную бусину-амулет. Периодически, совершенно неожиданно, он задает какие-то вопросы об индейцах. А значит, занятия проведены не зря, информация усвоена, идёт внутренняя работа.


Комментариев нет:

Отправить комментарий