Однажды мне нужно было уйти из дома часа на два-три. Артёмка
не ходил в садик, брать его с собой не хотелось – дела были бумажные, и я
попросила посидеть с малышом своих старших сыновей. Они никогда не отказывали
мне в этом, но такая ответственность их напрягает, поэтому стараюсь
не злоупотреблять.
Я улаживала свои дела дольше, чем планировала, пришла домой и увидела чудную
картину: все три моих сына сидят перед телевизором и смотрят мультфильм «Алеша
Попович и Тугарин змей». Я была очень расстроена. Во-первых, мультфильм не по
возрасту длинный, во-вторых – он не для ребенка, которому и трех лет не
исполнилось! Но сделанного не воротишь.
А вот что началось потом – это уже отдельная история. Как и многие мамы, я - миротворец. Совершенно не люблю конфликты и не хочу, чтобы мои дети, даже мальчики, дрались. Но как раз за несколько
месяцев до того, как Артём посмотрел мультфильм, я побывала на семинаре у Т.Д.
Зенкевич об особенностях воспитания мальчиков. И среди прочих заданий
размышляла над следующими вопросами: как рассказать мальчику о драках, нужно ли
мальчикам оружие, что рассказать мальчикам про оружие. Я с удивлением узнала, что существуют законы в
драках, которым мальчиков надо учить придерживаться, и про то, что оружие у
мальчиков должно быть. Я получила информацию, которая внутри меня осела, но не
прижилась что ли. Осталась информацией к размышлению – так будет верно.
Я предположить не могла, как быстро она мне понадобится! На
следующий день после просмотра мультфильма про Алешу Поповича мой сын начал размахивать во всю шваброй,
изображая меч. Поскольку игр в битвы в нашем арсенале не было, то мой милый малыш
просто подходил и бил меня шваброй. Уже на второй день я потребовала у мужа,
чтобы он соорудил безопасные мечи. Как угодно, но чтобы они были. Причём два. Потому что выступать в роли избиваемой
мне не нравилось. Благодаря полученной на семинаре информации, у меня хватило
ума не кричать на ребенка, не запрещать ему играть в битву, а направить его
боевой дух в правильное русло.
Муж сделал два меча. Он взял туристический коврик, вырезал контуры
мечей и соединил по 2 скотчем. Получились игровые мечи, мягкие, безопасные,
при этом с достаточно мощным ударом. И мы начали внедрять в мозг ребенка кодекс
чести современного богатыря:
- Нельзя бить со спины
- Нельзя биться, если другой человек не желает этого
- Нельзя биться со слабыми и с девочками
- Слабых и девочек надо защищать
В течение месяца Артём посмотрел и второй мультфильм – про Добрыню
Никитича. И с тех пор связал своё имя с этим героем. Он настолько сильно себя
ассоциирует именно с этим богатырем, что когда пришел впервые в садик, то
представлялся именно Добрыней Никитичем. Воспитатель говорит, что дети
поначалу так и решили, что Артёма-то Добрыней зовут - и никак иначе.
Артём просто бредил богатырями, мульфильмы цитировал
наизусть. А поскольку мне не нравилось то, что в данных анимационных фильмах
мало внимания уделяется внутренним качествам богатырей, а больше взрослому
юмору, то начала показывать ему другие.
Как ни странно, советские мультфильмы про Илью Муромца Артёма
совершенно не впечатлили. А вот мультфильм «Пересвет и Ослябя» произвел на сына очень
большое впечатление. Я даже сама не ожидала того, что увидела в его игре на
следующий день после просмотра. Артём взял меч, встал на колени, начал
креститься и просить людей простить его - и просил Божьего благословления.
Ещё один мультфильм, который очень сильно ему понравился,
хотя сюжет в играх и не поднимался, – это Синеглазка (про богатыря Никиту).
Конечно же, и книжки помогали нам. В первую очередь, это книги
про богатырей, которые пришлось сразу приобретать, но и такие книги, как «Стойкий
оловянный солдатик», «Мэргэн и его друзья», да и многие другие помогали и помогают Артёму понимать, где и как надо проявлять молодецкую удаль.
Поскольку мы с мужем видели, что Артёму просто необходим
выход его энергии, то муж соорудил дома спортивный уголок, и, кроме того, мы
начали ходить в Мягкую школу.
Семейная мягкая школа – это система игровых упражнений для
детей с 6 месяцев и их родителей на основе взрослой мягкой школы. Это одно из
течений мягких стилей воинских искусств. На первую тренировку мы поехали втроем:
муж, я и Артём. Я попросила присутствовать мужа, поскольку, имея хорошую
физическую подготовку, много занимаясь спортом и боевыми направлениями, он мог оценить качество
предлагаемых занятий. И муж сказал, что тренировки проводятся очень добротно, с
хорошими физическими нагрузками. То есть не игровые занятия «а-ля два притопа, три прихлопа». Мне же
понравилось, что тренер внимательно относился к детям и родителям, все упражнения
давал в игровой форме, с потешками и песенками. Позже я узнала, что упражнения
помогают преодолевать психологические трудности, формируют стойкость характера
и умение преодолевать трудные жизненные ситуации. На этих занятиях Артём не
только выплескивал свою энергию, но и многому учился. Мамы на площадке
заметили, что, если мой сынуля падает, то сразу группируется, откатывается и
легко встает. Он не боится, если на него наваливаются, и умеет выползти
(конечно, если вес тела не превышает допустимого).
Из ярких воспоминаний: Артёму 3 года и 3 месяца. Гуляем во
дворе на площадке. Вдруг вижу: на асфальте лежит один из гуляющих, хорошо знакомых мальчиков, а
сверху - Артём. И мой сын лупит мальчишку, который на год старше. Не могу
сказать, что мальчику сильно досталось – всё-таки замах и удар моего сына
детские, но ему было неудобно, неприятно, и по-моему, страшновато. Я мчусь к
сыну, но тот даёт ребёнку подняться и вырывает из его рук чахлые три
одуванчика. После чего догоняет знакомую девочку и отдает ей. Оказывается, что
это одуванчики девочки. Мальчишка их
отобрал. Тёма защитил девочку и всё расставил на свои места.
А сколько у нас было задушевных разговоров по вечерам: "
Артём, ты же мужчина, ты сильный. А мужчины не только не обижают девочек, но и
защищают их. Тима делал очень плохо, когда дразнил Арину! Арина всегда с ним
делилась, и он поступил зло, ты должен был защитить её!" - и всё в таком
духе.
Или: «Артём, с девочками нельзя драться, они слабее тебя. Все
мужчины всегда сильнее, чем женщины, поэтому они не могут с женщинами драться.
Но благодаря своей силе они должны женщин защищать, и слабых тоже».
А сколько раз я останавливала его, когда он в своей детской
злости замахивался на меня! Ведь он – воин по сути своей, и его реакция - ударить. Даже сказку написала ему.
Я рассказываю это потому, что часто мамы молодые говорят: «Вот,
я ему (ребенку) сказала, что так нельзя, а он опять делает!» Делает! Потому что
живёт импульсами, эмоциями. И сказать ему надо ни раз, ни два, и даже не сто. А
раз 500, а то и больше, прежде чем ваша мысль осядет в его светлой головушке.
Ну и вспомнился один момент. В прошлом году пошли в
страстную субботу в церковь. А ходим мы в Новодевичий монастырь у нашего дома.
Подошли свечки покупать, и вдруг из окошка матушка наклонилась к Артёму с
вопросом: «Какое у тебя Божье имя?»
Артёмка застеснялся, спрятался за мою спину. Я отвечаю за него: «Артемий».
Матушка так сурово мне: «Мамочка, я не вас спросила, -и, Артемию, -Пошли, покажу
тебе икону святого Артемия (он был военачальником великим при жизни)». Подвела
его к иконе, показала и мне говорит: «Своему сыну объясните, что он защитник
божий».
Комментариев нет:
Отправить комментарий