RSS

11 апреля 2016 г.

Народы России. Крайний север.

Моя домашняя школа для Артёмки и его друзей в этом году практически не собиралась. И так получилось, что провести я могла только три полноценных занятия, если не считать сборов на праздники масленицы, рождества, дня рождения… А занятия наши опять вернулись в географии России. Меня очень трогает то, чтобы у моего ребёнка сложилась целостная картина нашей страны. Да, собственно – не важно чего. Но не хочется чтобы его знания были разбитыми кусочками мозаики, которые он может соберет, а  может быть и нет во взрослой жизни в целостную картину. К сожалению, сейчас школьная программа именно целостность, логичность и структуру в занятиях не дает, и это ложится на плечи родителей. 


Напомню, что прошлые занятия по географии России я строила по принципу – от холодного к жаркому. Мы прошли с детьми все природные полосы страны: животных, растения, погоду. Конечно таких занятий два года назад явно не достаточно, чтобы уложиться в голове. Но мы смотрели фильмы, читали книги, ходили в музеи и я постоянно напоминала: «Помнишь, вот мы тогда делали/смотрели?»

И вот – второй круг географии, и опять по тому же принципу – от холодного к жаркому. Сверху вниз по карте. И первой темой занятия были народы крайнего севера. Первое, что сделали мамы и дети – это посмотрели и почитали сказки. Для ознакомления я взяла такие народы, как чукчи, ненцы, эскимосы, эвенки, коряки.


На первом занятии мы рассмотрели карту страны, нашли, где же у нас север, где  живут северные народы. Я распечатала детям народные костюмы, и мы рассмотрели, какие они, из чего сделаны. Дети узнали много новых слов: кухлянка, унты, камлейка. Было большое удивление от того, что одежду можно шить из кишок животных. И то, что мех на голое тело одевается тоже удивило. Я нашла фотографию, где сидит ребенок в меховом комбинезоне на снегу, а грудь открыта.  У наших детей это вызвало шок.



Потом я предложила каждому ребенку несколько карточек с изображением северных животных и животных леса. Каждый должен был выбрать только северных животных. Некоторые моменты их запутали. Например, была картинка с лесным оленем, но на снежном фоне. И мальчишки приняли его за северного оленя. Ещё раз мы повторили это же задание, когда детям из кучи игрушечных животных над было выбрать только тех, которые живут на севере.



Конечно же мы с детьми обсуждали условия жизни северных народов: долгую темную зиму/ночь и короткое, достаточно холодное лето. Стойкость северных людей. И тут очень помогли сказки, которые помогли создать у  детей образ северных народов, с их выносливостью, любовью к природе, слиянию с ней.

Говорили мы и о жилье. Рассмотрели и сравнили ярангу, чум и валхаран - "дом из челюстей кита". Поскольку наши дети ходили на тематическую экскурсию в этнографический музей, посвященную северным народам, то они хорошо представляли себе и наряд народов и их жилища.

Рассматривали (к сожалению только на фото) резьбу по кости, вышивку мехом. Тёме повезло. Буквально перед занятием о северных народов мы видели в Эрмитаже замечательную композицию, вырезанную из кости моржа. Мы очень долго рассматривали это произведение искусства, настолько работа была изящна и тонка.



Потом я включила детям послушать варган. Музыка, что не удивительно, их заворожила. И - вот ведь как всё складывается! - через неделю мы встретили варган на прогулке, и слушали, как на нём играют. Хоть и не все дети, но четверо теперь знают варган "вживую".


А сказки помогли им представить мир севера более образно и красочно. Закончилось занятие тем, что мы нарисовали северное сияние и посмотрели теневой спектакль по чукотской сказке "Олень и кит".

4 комментария:

  1. Ой, Инга, как здорово, что хоть иногда ты вот так можешь дома мальчишек собрать! Еще только начала читать пост и мне сразу вспомнился ваш этнографический музей - вот уж где можно поглядеть на народы вашей необъятной страны!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    2. Здравствуй, Любушка! Рада тебе=)

      Да, я довольна, что у нас есть мальчишеская компашка!

      И музей этнографический у на хорош, согласна с тобой=)

      Удалить
  2. Инга, какие в молодцы. Как хорошо, что хоть иногда у вас получаются такие совместные занятия. Оля, мама Вероники.

    ОтветитьУдалить