RSS

8 ноября 2016 г.

Зачем читать сказки

Недавно моя хорошая знакомая, учительница начальных классов, с грустью пожаловалась, что дети почти не знают сказок. Разговор шёл о русских народных сказках. Почему-то детям перестали их читать. Даже в семьях, где чтение книг  норма, читается много приключенческой литературы, литературных сказок, но народные читаются всё реже. Почему перестали детям читать народные сказки, я неоднократно слышала от мам: сказки страшные, не могу читать ребёнку такие ужасы. И эта тема для отдельного разговора.  А сегодня мне хочется поговорить о том, зачем читать народные сказки.


В народных сказках собрана мудрость веков, которой нам так не хватает в современном мире. Если читать сказки внимательно, то Вы найдёте ответы на все свои вопросы – как себя вести в той или иной ситуации, как правильно строить отношения с мужем/женой, что делать, чтобы жить счастливо.

Через сказку проще и доходчивее объясняются прописные истины. Образный, символический зык сказки обращен напрямую к подсознанию, минуя сознательные барьеры.  Интересно было наблюдать за действием сказкотерапии на взрослых. Объясняешь-объясняешь человеку, что ему надо вести себя не так, а этак, а он не слышит, не понимает. Читаешь сказку, в которой всё тоже самое, но сказанное в виде аллегорий, символов, где человек – царевич или зверушка какая, его проблема – горе или Змей Горыныч… Послушал и говорит: так это же про меня! Вот как мне делать-то надо! Потому что прямая нотация всегда отторгается, а сказка проникает сквозь защитные барьеры сознания, и помогает увидеть действительность неискаженной. Так сказки приходят нам на помощь, формируя не только нравственные ценности ребёнка, но и умение правильно реагировать в острых ситуациях. Читая сказку за сказкой, вы закладываете в подсознании ребёнка символический банк жизненных ситуаций, ценностей. И чем больше сказок впитает подсознание ребёнка, тем более успешным он будет во взрослой жизни.


Сказки, которые современным родителям кажутся страшными, помогают детям научиться распознавать добро и зло, уметь правильно выходить из создавшихся ситуаций, преодолевать страх и учиться преодолевать трудности и опасности. Лишая ребёнка страшных сказок, читая только нежную литературу, Вы лишаете своё чадо возможности научиться противостоять злу, отгораживаете его от жизненных реалий.

Сказки надо подбирать правильно, соответственно с возрастом. Двухлетние дети очень любят сказки с циклически повторяющимися событиями, такими, как «Колобок», «Репка», «Теремок».  Повторения и помогают запомнить сказку, лучше прожить её, и создают ситуацию стабильности: всё повторяется. А это очень важно для малыша - знать, что мир устойчив, и изо дня в день все стабильно.

Самым маленьким читателям  читают сказки с героями-животными. Известный прием, когда животные «очеловечиваются», наделяются человеческими чертами характера, помогает ребёнку абстрагироваться от жизни и увидеть ситуации со стороны. Сказки о животных это самые первые ступеньки банка ценности, объясняющие самые прописные истины: не обижать слабых, не обманывать, быть добрым, помогать ближним, уметь распознавать обман, намерение навредить тебе. Сказка учит ненавязчиво, в ней отсутствует прямое нравоучение. 


При этом сказка заставляет ребёнка думать, подключать воображение и фантазию.
С пяти лет дети уже с удовольствием слушают волшебные сказки, в которых есть Кощей Бессмертный, Баба Яга, и уже ценности более сложные: защита родины, отношения между мужчиной и женщиной, взаимоотношения с родителями, работа в команде.
Лет с семи детям интересно читать бытовые сказки. Герои этих сказок обычные люди: солдат, мужик, батрак. В этих сказок нет волшебных помощников, нет ничего чудесного, персонажи действуют в обычной жизненной обстановке. Но побеждают своих врагов и недоброжелателей благодаря смекалке и находчивости.

Итак, рассказывание сказок просто необходимо для жизни ребёнка, для его развития, формирования важнейших навыков, для его адаптации в социальном мире. В образном и сюжетном ряду сказок зашифрованы важнейшие общечеловеческие знания и опыт. И не удивительно, что часто один и тот же сюжет сказок встречается у разных народов – человеческие ценности в мире едины. При этом знания и опыт, заложенные в сказки охватывают все жизненные сферы человека:
  • отношения между людьми;
  • обучение преодолению трудностей и разрешение конфликтов;
  • поведенческие сценарии преодоления внешнего и внутреннего зла (с недоброжелателями внешними, и со своими плохими качествами – внутренним злом);
  • духовное развитие человека;
  • типологии людей и взаимодействие с ними;
  • мужская и женская психология.


Часто дети просят прочитать какую-то сказку снова и снова. Не отказывайте в этом. Для Вас, взрослого человека, сказка понятна, а ребёнок изучает какой-то урок, сживается с ним, запоминает алгоритм действия в конкретной ситуации, работает со своими внутренними качествами, настраивает их. Часто детям трудно «переварить» сказку за один раз, ведь сказки многослойны, в них несколько пластов информации. Поэтому и возникает потребность прослушать её ещё раз и ещё. Кроме того, дети знающие концовку снижают свою тревожность. Они убеждаются раз за разом, что конец именно такой, стабильный, всё хорошо.

Но бывает и так, что прослушав сказку единожды, ребёнок категорически отказывается её слушать ещё раз. И тут не настаивайте. Значит, урок, заложенный в сказке, оказал очень сильное действие на душу ребёнка, урок пройден, усвоен.

Сказочные образы однозначны – хороший/плохой, добрый/злой, жадный/щедры, умный/глупый. Никаких «плутонов» непонятных малышу. Всё чётко. И, что очень важно для детей – всегда побеждает добро, а это необходимо для того, чтобы не бояться. Когда есть уверенность, что добро победит, то можно преодолеть многие трудности. Ребёнок, который верит в сказки - верит в хорошее, и это помогает ему быть открытым миру, не бояться его. Мудрость веков, собранная в сказках помогает твердо стоять на ногах,  быть уверенным в себе. Дети, которым регулярно читают и рассказывают сказки, вырастают более зрелыми, наполненными чувственно, эмоционально. Они  более уверенны в себе, чем их сверстники, четко различают границу добра и зла, что в будущем помогает выстраивать полноценные взаимоотношения с окружающими.

Читайте детям сказки, сочиняйте их вместе – это незабываемый опыт общения. И может быть вы сами найдете ответ, на давно мучающий вас вопрос. Добрых вам сказок!


Комментариев нет:

Отправить комментарий