Есть у нас на полке замечательная книжечка, которая
перечитывается не один раз лет с двух. Это русская народная сказка «Рукавичка»
- одна из вариаций сказки «Теремок». Мы читали, конечно же, разные вариации
этой сказки, ведь это одна из первых трёх сказок, с которыми детей знакомят. Но
именно эта книжка мне очень близка. А секрет – в её иллюстрациях.
Взгляните, как изумительно художник изобразил жизнь в той
самой варежке: внутри ТЕМНО! Вот этот чёрный фон, который показывает, как темно
в варежке, и это наполняющееся пространство меня и покорили.
Мы с Тёмой постоянно рассматриваем, как внутри варежки
сначала постепенно вместе с жильцами появляются новые вещи, а потом, от большой
тесноты, утварь начинает исчезать. И к концу сказки в тёмной варежке сидят
только звери. Не просто сидят, а тесно собравшись в кучу. И как тут не
вспомнить мудрую русскую пословицу: «В тесноте, да не в обиде». Иллюстрации
помогают не только прослушать сказку, но и поразмышлять над ней, найти те самые
подводные камни, ради которых сказка и создана: о дружбе в тесноте, о жертве
ради ближнего (лучше избавлюсь от сундучка, но не дам замерзнуть медведю).
И,
как контраст – белое зимнее поле, на котором начинается и заканчивается
действо. И опять же, посмотрите, в самом конце – звери дружно расходятся из
домика со своим скарбом, поскольку дом вернуть надо хозяину. Всё по
справедливости, без ссор и ругани!
Мне нравится перечитывать с Тёмой книги, которые он давно
уже прожил. С возрастом в этих давно выученных наизусть книжках и сказках постоянно
открывается что-то новое. Дети взрослеют, знакомятся с новыми эмоциями и
жизненными ситуациями, и, перечитывая знакомые сказки, оценивают их, исходя из
своего нового опыта, переосмысливают. То есть получается, что в два года он
видел только то, что в варежку набивались звери, спасаясь от холода, в три он
уже увидел, что они готовы потесниться ради другого, а в четыре он увидел, что
и в неудобстве можно сохранять дружелюбие и жизнерадостность.
Есть и ещё один
момент, почему детям стоит перечитывать старые знакомые произведения. Дело в
том, что на осмысливание новой литературы им надо прилагать много усилий. Сейчас
мы с Артёмом читаем книгу «Приключения Незнайки», и когда ребёнок читает
произведения столь сложные, где:
- происходит множество событий, которые надо удержать в голове,
- появляется множество героев, которых надо вспоминать через несколько страниц,
- у героев немало душевных исканий и открытий, которые помогают малышу осознавать, что такое хорошо или плохо в нашем социальном мире,
Поэтому мы постоянно возвращаемся к старым
сказкам, потешкам и стихам. И книжка «Рукавичка» одна из них. Мы её горячо
любим и всем рекомендуем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий