RSS

15 марта 2014 г.

Лесная полоса России. Тайга.


     Сегодняшний наш урок посвящен ещё одной природной полосе России – лесополосе. Для меня это самая трудная зона, потому что мы в ней живем. Мы часто бываем с Артёмом в лесу – собираем грибы, ягоды, просто гуляем. Он знает, какие ягоды в лесу растут, видел разные мхи, деревья. Он знает основных лесных животных – ну чем его удивить. Поэтому  я просто постаралась сделать занятие  больше игровым. А сначала, конечно же, мы вспомнили прошлое занятие.

 - Ребята, вы помните, где мы побывали в прошлый раз? Правильно, мы путешествовали по тундре. И в тундре мы встретили растительность совсем невысокую, потому что растениям не хватает солнца и мягкой земли. Посмотрите, у меня в руках фотография карликовой берёзы. Видите, как притулилась она к камню? Посмотрите, какой у неё кривой, тонкий ствол. А вот у меня другая фотография. На ней тоже изображена берёза. Только она высокая, ствол у неё ровный, гладкий, ветки раскидистые. Где такая берёза растёт?
 - В лесу!
- Правильно. Такая красавица растёт в лесу. Вы все бывали в лесу? Много в лесу деревьев? Они все разные, правда? Какие деревья вы знаете?  - слушаю ответы, - Молодцы. А вот скажите мне, пожалуйста. Что такое светлый и тёмный лес. Чем они различаются? – Выкладываю перед  детьми фотографии.


                                

Дети рассматривают, но ответов не слышу. Начинаю рассказ.
 - Смотрите ребятки, на этой фотографии лиственный лес. Литья хоть и шире чем хвоя, но они реже растут на ветке, и веток на деревьях меньше, и деревья реже растут. Трепещут листики на ветру, открывают свету путь к земле. А в хвойных чащах деревья близко друг к друга стоят, и ветки гуще, чем  у лиственных. С трудом свет пробивается к земле.

Есть леса лиственные, есть смешанные, а есть только хвойные. В нашей стране, России, встречаются все виды леса. Но особенно большой хвойный лес растёт на востоке нашей страны, и называют такой лес тайгой. Посмотрите на фотографии, видите какие большие в тайге леса? И ни одного лиственного дерева. Лето в тайге тёплое, но короткое. А зима продолжительная и очень холодная.

Давайте же посмотрим, какие хвойные деревья растут в тайге? – выкладываю перед детьми фотографии деревьев. – Это сосна, вы её видели все. А вот кедр могучее дерево, крепкое.  А  это пихта – стройное дерево с короткой мягкой хвоей. Понюхайте, как пахнут иголочки пихты, её запах очень полезен (даю понюхать пихтового масла). Ещё одно знакомое вас всем дерево – ель. У ёлки короткая жёсткая и колючая хвоя.  Это лиственница. Единственное хвойное дерево, которое свою мягкую хвою сбрасывает зимой, как лиственные деревья. А теперь посмотрите, что у меня в корзинке? Шишки! Смотрите,  какие они все разные.  Давайте попробуем разобраться,  на каких деревьях они растут.  – раздаю карточки, по которым дети сортируют шишки.




- Какие вы молодцы, справились! Ну что же, давайте познакомимся с животными, которые живут в лесах России. – Дети вспоминают животных, я выкладываю карточки. Одно животное не названо – росомаха. Выдаю каждому по очереди по фигурке, и дети сопоставляют картинкии фигурки.



- Ребята, а что кушает лось? Траву, и это травоядное животное. А какие ещё из этих животных травоядные? Правильно, заяц, бобр. А какие из этих животных хищники? Волк, лиса, медведь, росомаха.  – Дети раскладывают фигурки на разные листы схемы. - Смотрите, у нас остались животные, которые и не травоядные, и не хищники. Что же они едят? Такие звери называются всеядные. Они предпочитают растительную пищу, но могут кушать и лягушек, и птичьи яйца, и червяков. Всеядными являются  барсук, ёжик, белка.



- А теперь давайте вспомним, кто из лесных животных ложится зимой в спячку? – предлагаю новую схему. – Правильно. Медведь. Ёж. И… барсук! Он тоже нагуливает жир и в спячку впадает. А кто заготавливает припасы? Белка и бобр! Да, осенью бобры занимаются заготовкой древесного корма на зиму. Запасы бобры складывают в воду так, чтобы вся еда осталось подо льдом после замерзания. Смотрите, у нас остались животные, которые не делают запасы на зиму, и не впадают в спячку. Они всю зиму ищут себе еду под снегом. Например, лиса ищет под снегом мышей.  А зайцы и лоси обгладывают ветки.




  - Ну что же. Пойдемте теперь в наш лес. В этом лесу вам надо найти для наших животных домики. Давайте поищем, где живет белка? В дупле. А барсук? В норе. А ёжик? Под корнями деревьев, под пнями ветками. А бобр? В хатке. А медведь – в берлоге. А кто ещё живёт в норе? Лиса и волк. А росомаха, как и медведь, устраивает себе логово под корнями или между камней. А вот лось и заяц живут без домиков. Они свободно перемещаются по лесу.
  

  

 

 - Ребята, а птицы в лесу живут? Живут. И их очень много. Сейчас я покажу вам несколько птиц, и вы послушаете  их голоса.  – Показываю карточки «Птицы наших лесов», и включаю голоса: ворона,  сойки, иволги, горихвостки, соловья, щегла, клеста.  Поскольку дети уже начинают отвлекаться, устали, то уже ничего не рассказываю. Заканчиваю показом последних двух птиц из того же набора карточек: ястреб и сова. Вспоминаем, что эти птицы хищные.
При озвучивании птичьих голосов пользовалась замечательной книгой:


Урок заканчивается вручением медалей.



И фильмы BBC, которые рекомендую показать малышам:

8 комментариев:

  1. Маша Ленская
    Инга просто БЛЕСК !! говорю тебе это не как сказочник,а как учитель географии в первой своей профессии. Точно, просто, очень внятные акценты.. ты права это САМАЯ трудная тема из природных зон- потому как все вроде все знают..
    очень понравилось с шишками.с запахом!!!!
    мальчишки такие сосредоточенные !!! Продолжай пожалуйста все это !!!!!!
    я твой фанат!! И знаешь я бы и своего любопытного сына у тебе привела, то есть твои занятия актуальны поверь не только малышам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маша, спасибо большое. Очень приятно услышать так много елстных слов от профессионала! Может когда-то мои занятия переступят порог моей квартиры=)

      Удалить
  2. Как интересно у вас! ))) очень понравилось занятие и ваш самодельный лесок! Особенно белочка в дупле ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо=)
      Да. мне кажется лес был той самой находкой, благодаря занятие стало интересным.

      Удалить
  3. Очень понравилось ваше занятие! Сразу видно творческий подход! Сама по профессии тоже педагог, работаю в Детском экологическом центре, так что говорю со знанием дела :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, а что происходит в детском экологическом центре? Что там дети делают?

      Удалить
  4. Интересно! мне было познавательно почитать как организовываются занятия по географии, спасибо!

    ОтветитьУдалить
  5. Анонимный6 мая 2014 г., 20:58

    Спасибо! Очень интересно!

    ОтветитьУдалить