RSS

28 января 2014 г.

Арктические пустыни России

     Сегодня я начала знакомить своих мальчишек со страной, в которой они живут – с Россией. А рассказывать про страну я решила с природных зон. И первая из них – арктические пустыни. Но сначала надо рассказать малышам, что же такое страна… Для этого я попросила родителей выслать мне загодя фотографии их детей и домов, в которых они живут. Полученные фотографии свела к одному размеру, распечатала, заламинировала и вырезала. И вот занятие началось…



- Сегодня мы с вами будем наблюдать за путешествием…Ой, а кто же у нас будет путешествовать?? Я же забыла вам рассказать самое главное!

Жили-были самые обычные мальчишки. Вот они! – и на этих словах я достала фотографии самих детей. С какой радостью они находили свои изображения!! Артёмка мой аж завизжал../


  - Да, вот эти самые мальчишки жили-были.. Интересно, а где же они жили?  А жили они в домах. – И тут я предложила деткам фотографии их домов. Каждый должен был выбрать свой.


  - Ребята, а где же живут все эти дома??? Неужели не знаете? Правильно! Они живут в одном городе! А называется город Санкт-Петербургом!


- А где же живет Санкт-Петербург? Не знаете? А я вам расскажу. Город Санкт-Петербург живет в одной очень большой стране, которая называется Россия. – На этих словах я достала большую карту на ватмане, нарисованную очень условно от руки. Для моих целей не подходит покупная, потому что в дальнейшем я планирую с мальчиками карту заполнять.


  - Узнали мальчики, что у них такая большая страна, и решили её посмотреть, поездить по ней. Сели они на корабль. Да корабль-то не простой – посмотрите, какой у него нос, как у ножа! Этот корабль называется ЛЕДОКОЛ. Почему ледокол? Правильно, потому что лёд колет своим носом. А сели на него мальчики, потому что отправились в самую северную, самую холодную часть России – в арктические пустыни. Лёд там не тает, потому что очень холодно и он очень толстый.


На карте лежат «куски льда», нарезанные из бумаги и ледокол раздвигает их своим носом.
 - Плыли мальчики, плыли – кругом только снег, да лёд. Очень холодно. Людей нигде не видно.
  Неужели никто не живёт в этих арктических пустынях? Но вот они увидели какое-то животное. Кого, как вы думаете? Моржа? Правильно, моржа!Я выкладываю на карту карточку.

 Называю и выкладываю остальных животных – тюлень с бельком, касатка, белый медведь, белуха, гренландский кит, нарвал. После этого предлагаю детям взять фигурки животных и положить их на соответствующие карточки.

- Ну что же, теперь мы знаем, кто живёт в арктических пустынях России. А давайте посмотрим, как же они живут.


Ставлю детям два контейнера, наполненных холодной водой. В каждый контейнер опускаю большой кусок льда с полыньёй. Дети с таким азартом начинают играть, что мне кажется – урок сорван. Всё, потеряла их. Пытаюсь порассуждать, что же кушают животные в арктических пустынях – параллельно скидываю в воду нарезанных из фольги рыбешек. Кто-то даже меня слышит. Планировала рассказать, как звери охотятся друг на друга, но детям не до того,  у них своя игра. Понимаю, что руководить именно ролевой игрой в данный момент не смогу  - ведь придётся сквозь гвалт играть сразу в двух контейнерах - поэтому даю им время поиграть и продолжаю дальше.



- Ребятки, посмотрите на фигурки зверей. Как вы думаете, почему они такие толстые? У них всех под кожей очень толстый слой жира. Зачем же им так много жира? А давайте-ка проведем опыт. Один пальчик спрячем в жир, а второй нет, опустим их в воду, и посмотрим, какой пальчик замерзнет быстрее.
На проведение этого опыта соглашаются не все – есть жуткие чистюли. Поэтому надеваю перчатки желающим, укутываю палец слоем жира и предлагаю опустить в воду. Все как один соглашаются, что голому пальцу холоднее. Немножко порассуждали, почему все животные черного и белого цвета. 


-Ребята, а как вы думаете, есть ли какие-нибудь растения в арктических пустынях? Нет, потому что холодно? Вы почти угадали. Но всё-таки на островах во время полярного дня появляются лишайники - вот такие. 
Достаю им ветки с лишайником и раздаю, чтобы потрогали и рассмотрели.


 - Ну что же, ребята, путешествие подходит к концу. Наши мальчики возвращаются на ледоколе домой. Они посмотрели очень холодный край нашей страны России. И теперь им надо отдохнуть. Давайте прощаться с ними до нашего нового путешествия.

Вот так прошло наше первое занятие. Очень жалею, что не сообразила вручить мальчишкам какие-то награды за отважное путешествие, но всё ещё впереди. 

Хочу добавить, что очень рекомендую к прочтению книгу С. Сахарнова "Кто в море живёт". Небольшие рассказы о животных в очень интересном, сказочном изложении.


4 комментария:

  1. Инга я в восторге! Очень классное занятие, а идея с фотками деток и их домами просто супер!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как приятно слышать такой отзыв=) Спасибо, Лиля!

      Удалить
  2. Инга ,спасибо тебе за такую суперскую тему! Обязательно по твоим наработкам со своими мальчишками позанимаюсь. Как раз была в раздумьях , чтобы такое новенькое начать! Спасибо еще раз! Ты как всегда умничка!

    ОтветитьУдалить
  3. Славненько получилось!!! Дружная команда отправилась покорять Арктику... - вместе весело- одному скучно....

    ОтветитьУдалить