RSS

9 мая 2014 г.

Архетип Философа




«Во всем мне хочется дойти до самой сути, в работе, поиске путей, сердечной смуте», — писал Борис Пастернак. Данное стремление вызвано действием архетипа Философа (учителя). Этот архетип наделен силой познания и умением передать свои знания другим, и питают философа мышление, мотивация к обучению и познание нового.

Если для Воина важно победить, то для Философа— найти подтверждения своей теории, своим взглядам, своей правоте.
Накопив какие-то знания, создав теорию, Философ будет её всячески развивать и  дополнять. Если же его теория не укладывается в рамки окружающего мира, то он вполне может объявить её исключением из правил и будет защищать её с энергией воина.

Эволюционный путь Философа  - это стадии ученик и учитель. Но бывает, что на низшем эволюционном развитии архетипа ребенок, который имеет в себе яркий архетип Философа, не желает учиться, или считает, что он уже достаточно набрался нужных ему знаний. Когда мы видим, что ребенок не хочет учиться, ничем не интересуется, то нужно выводить его из этого состояния, создав ситуацию, где он на собственном опыте убедится в том, что имеющихся знаний ему недостаточно.

Для Философа в стадии ученичества очень важна личность учителя: мудрый, тонкий, провоцирующий, умеющий разбить ошибочные выводы ученика простыми и доступными примерами.

Пройдя ученичество, Философ выходит на новый уровень. В сказках и притчах он представлен  старцами, мудрецами, волшебниками, - теми, кто оказывает помощь, обучает.

Мужчине с сильным архетипом Философа обязательно нужны ученики. Им он будет подробно и обстоятельно, добиваясь полного понимания, объяснять устройство мира с позиций своей теории. Но такому мужчине нужно также окружение, в котором он будет полемизировать, находить новые аргументы в поддержку своей теории.

 Архетип Философа формирует у мужчины стремление найти ученицу. Главное качество для спутницы мужчины с сильным архетипом Философа — это умение слушать и внимать. Можно что-то не понимать, скромно задавать уточняющие вопросы, но спорить— нельзя, это привилегия коллег.

От чего мы должны предостеречь своих маленьких Философов? От пустого «мудрствования» - тщеславной демонстрации собственных знаний, рассуждений «ни о чем». Поэтому задача родителей  - научить  ребенка видеть все явления жизни и природы, как Божественное Творение.  Подвести под научную базу малыша философию мироздания, научить сопоставлять факты с моралью, этикой, духовностью. Философствующему ребенку важно донести мысль Сократа: "Я знаю, что я ничего не знаю".

На что обратить внимание, чтобы понять, есть ли в вашем ребенке архетип Философа?
  1. Он просит, чтобы ему много читали, и быстро учится чтению сам.
  2. Его речь напоминает речь взрослого, он задает много недетских и детских вопросов.
  3. Любит объяснять взрослым что-либо и требует, чтобы его внимательно слушали.
  4. Он очень боится показаться глупым и быть осмеянным.
  5. Разбирает приборы, игрушки, смешивает разные ингредиенты - и наблюдает.
  6. Он любит учиться, но у хороших профессиональных педагогов, в которых ценит ум, знания, чувство юмора, свободу мышления и мудрость.


2 комментария:

  1. Здравствуйте, Инга! Увидев слово "архетип", моя филологическая сущность радостно встрепенулась. У Вас замечательный блог.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, спасибо на добром слове=)) А что именно так взволновало Вашу филологическую сущность? Почему филологов так интересуют архетипы? Всем было бы интересно узнать=)

      Удалить