RSS

7 мая 2014 г.

Итоника





     Я очень поздно узнала про  методику М.Лазарева Сонатал. Мне жалко, что я не использовала её уже во время беременности, на которую она и рассчитана, и не занималась в первые дни жизни малыша. С самого рождения я много пела Артёмке и играла на металлофоне гамму – в одну и другую стороны, но занятия по этой программе значительно обогатили бы наши будни.

Часть программы Сонатал, которую используют для уже родившихся деток, выделена и называется Итоника. Для того, чтобы разобраться с методикой, я приобрела книгу Лазарева. Но, скажу честно, книга написана не просто. Как сказала одна из моих знакомых, которая тоже её приобрела: «Вроде читаю русский текст, но ощущение, что написано на иностранном.» Поскольку полностью уловить все мысли автора и воплотить их в жизнь у меня не получилось, я взяла из программы самое явное и понятное – песенки.

Лазарев сам написал и озвучил большое количество детских песенок, собрав их в разные темы: зоопарк, цифры, география, море, дни недели, цвета и т.д. И даже оперы детские есть!

Что мы делали с этими песенками. Во-первых, пела их сама или включала в аудиозаписи, активно иллюстрируя или изображая. По утверждению Лазарева, маленькому ребенку очень важно подкреплять речь образами: показывать картинки, вещи, движения. Это очень развивает мозг ребенка.







После того, как песенка становилась знакома ребенку, я начинала отстукивать её ритм. То есть, я напевала её мотив без слов и отстукивала ритм на джамбе или с помощью маракасов. Следующая ступень в изучении песенки – это сольфеджирование. Что это значит? Я пою песенку не словами, а названиями нот. До этого я пела: «Мишка косолапый, по лесу идет!» А теперь я пою так: «До-до-соль-соль-ля-ля-соль-соль» и т.д. Ну и идеально проиграть эту песню на каком-то инструменте. У нас есть ксилофон с замечательным звучанием.


Кроме всего прочего Лазарев предлагает использовать в музыкальных занятиях реквизит: цветолесенку, дорожка-цветоножка, цветостан. Цветолесенка - для освоения вертикального двигательного интонирования (в видео вы можете увидеть его на двери). Дорожка-цветоножка - пособие для освоения горизонтального двигательного интонирования. Это коврик, сшитый из материи 7 цветов радуги (цвета нот), по которому вы можете прыгать с ребенком. Цветостан - пособие для первичных навыков нотослогового чтения и сольфеджирования (коврик с большими нотками на видео).

Спустя три года я пожалела, что решила шить нотный стан сама. Надо было разориться на его приобретение, не тратить впустую свои силы, потому что в итоге часть нот так и не была доделана, часть липучек так и не была дошита, и разучивание песенок на этом стопорилось. Чтобы выложить новую песню на нотном стане, надо было сначала приклеить липучки и сделать нотки.

Идея дорожки-цветоножки и цветолесенки мне очень понравились тем, что ребенок через движение понимает, что такое низкие и высокие ноты. Поешь гамму  - и поднимаешь ребенка снизу вверх мимо разноцветных карточек. Каждая нота в данной методике - своего цвета (это не ново). Собственно на видео про Мишку косолапого это видно. Я поднимаю и опускаю Артёма вместе с высотой нот.

Мне кажется, что использовать методику в том виде, в котором я описала, можно начинать в любом возрасте - и с трехмесячным малышом, и с 4-х летним. Удобно то, что Лазарев предлагает для неподготовленных родителей сразу расписанные в нотах песенки – не надо напрягаться и записывать ноты, а тем, кто нот и вовсе не знает – нужно просто их переписать и запомнить (или держать на виду).

Остальные игры и занятия по этой методике у меня не прижились, и, если вам интересно ознакомиться с нею полностью – заказывайте её в интернет-магазине. К книге прилагается два диска.  А недавно были созданы готовые пособия по этой методике, которые вы тоже можете заказать и пользоваться ими. К сожалению, их не было, когда мы начали заниматься.

Песни Сонатала для скачивания.


2 комментария:

  1. Инга подпишусь под каждым твоим словом, методика хорошая. А о том, что вышли новые пособия не знала. Да! В своё время я бы их оторвала с руками и ногами =)

    ОтветитьУдалить
  2. Сама философия методики - укрепление физического здоровья, всестороннее развитие через музыку, на мой взгляд, идея замечательная и очень нужная. Кроме того, все в игровой форме. Мой ребенок сам мне в руки приносит "цветокочки" и просит поиграть, или спрашивает: "Мама, а к нам сегодня нотки в гости придут? Я очень хочу, чтобы пришли":) Меня, как маму-музыканта это очень трогает. У меня нет цели научить своего ребенка играть по нотам в 1-2 года. Считаю главной своей целью научить ребенка понимать музыку, любить ее, а будет ли он когда-нибудь играть - постараюсь, чтобы было так, но без насилия. А методика Сонатал поможет как раз создать среду для такого развития. Мне методика очень нравится!

    ОтветитьУдалить