RSS

13 января 2015 г.

Этнографический музей

В нашем городе огромное количество всевозможных музеев. Есть музеи, в которых будет интересно взрослым, а ребёнок даже и не поймёт, куда и зачем его привели, а есть такие, в которых  у ребёнка дух захватывает от увиденного. Этнографический музей Санкт-Петербурга, на мой взгляд, самый детский музей города. Он, да ещё зоологический. Представленное в этих музеях очень понятно и близко детям.


13 апреля 1895 года Именным высочайшим указом императора Николая II был учрежден Этнографический отдел при Русском музее. Сам император и другие члены его семьи были увлеченными коллекционерами, так что начало музейного фонда было положено именно императорской семьёй. Строительство началось в 1903г, здание  - одно из немногих в городе, возведенных специально для музея.

Российский Этнографический музей один из крупнейших в Европе. Его залы представляют экспонаты, которые использовались 157 народами, населявшими Российскую империю.
Здесь представлены коллекции, рассказывающие о жизни народов:
  • России,
  • Украины,
  • Белорусии,
  • Молдовы,
  • Прибалтики,
  • Карелии,
  • Закавказья,
  • Средней Азии,
  • Казахстана,
  • Поволжья,
  • Приуралья,
  • Сибири,
  • Дальнего Востока и других.
В музее можно увидеть замечательные костюмы разных народов, различные виды холодного оружия, ювелирные изделия, предметы промысла, музыкальные инструменты и многое-многое другое.


Впервые мы привели Артёма в этот музей, когда ему ещё и трёх лет не было. У нас есть правило - при посещении любого музея не стараться охватиь всё. Мы предпочитаем посмотреть совсем немного, но чтобы малыш не был перегружен информацией. Это достаточно сложно, потому что ребёнок настолько сильно впитывает в себя всё окружающее, что уже сами стены (стены дворца отличаются от домашних, не правда ли?) являются для них новым и интересным.

Так и в Этнографическим музее - мы смотрим экспозиции, которые рассказывают о жизни одной группы народов. Конечно же, самая для нас главная экспозиция посвящена быту русского народа. Именно с неё мы начали знакомство с музеем, и до сих пор постоянно её просматриваем. Музей хорош тем, что его можно пересматривать по мере своего роста. Сначала просто показываем :" Вот сеть, вот прялка". Подрос ребёнок, уже рассказываешь подробнее, как и чем пользовались. А потом уже и обряды вводятся в рассказ, и инструменты, и костюмы.


Когда мы в прошлом году изучали географию России, ходили смотреть с Артёмом экспозицию северных народов: чум, лыжи, нарты и т.д. А потом ходили смотреть на юрту и её убранство, когда изучали степь.

Экспозиции музея созданы так, что детям интересно их рассматривать. Воссозданы картины жизни, когда манекены, одетые в костюмы, заняты каким-то делом: женщины на жатве, крестьянин, сеющий рожь, внутреннее убранство чума и его жителей. Есть и макеты, любимые всеми детьми - когда можно с удовольствием обходить вокруг маленькой деревеньки, рассматривая домики, людей, качели, телеги и  т.д.


Мы пошли в музей 8-го января, а накануне с Артёмом читали книгу "Серебряное копытце". И обсуждали момент, когда Дарёнка осталась одна в  лесной сторожке аж на трое суток. Чтобы Артём прочувствовал момент, я остановилась и стала рассказывать:
 - Сынок, а ведь у Дарёнки телевизора не было, и радио тоже не было, и компьютеров тогда не было. И книжки были только в богатых семьях, и карандашей с красками не было у детей. И даже в кубики и машинки они не играли. И конструкторы не собирали.
Ребёнок выпучил на меня изумлённые глаза:
 - Мама, а чем дети играли?
 - Девочкам делали тряпичных куколок. Мальчикам - деревянных лошадок. Глиняные игрушки были, деревянные вырезали. Мячики скручивали из кожи или тряпок.

И вот буквально на следующий день мы на стенде Этнографического музея увидели и мячик кожаный, и куклу тряпичную, и лошадку деревянную. Конечно это запомнилось ребёнку.
А ещё мы с огромным удовольствием рассмотрели сцены, в которых участвовали ряженные. Но это уже другая история.

А я ещё хочу напоследок сказать, что в Этнографическом музее существует школа ремёсел, которая работает в выходные дни. и дети могут ткать, гончарить, лепить из глины, заниматься художественной росписью, плести из бисера. Когда моим старшим мальчикам было около 8-ми лет они очень любили ездить в музей именно ради работы с глиной. Их поделки до сих пор у меня хранятся.

И замечательная образовательная программа для деток существует. В зависимости от возраста ребенка ему подбирают группу. В три года мы успели походить на несколько занятий и они мне очень понравились грамотной организацией: 45 минутный урок делился на три отрезка по 15-ть минут. Сначала дети играли в народные игры, играли на народных инструментах - то есть двигались. Потом их вели по музею и кратко, но образно рассказывали о каком либо экспонате, и в заключении дети рисовали или лепили по теме урока.

С нового 2015 года вход в музей для детей стал бесплатным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий