RSS

6 апреля 2014 г.

Волшебник изумрудного города

     
     Книга «Волшебник изумрудного города» для меня особенная. Мне было 5-6 лет, когда мама принесла из заводской библиотеки волшебную сказку  с изумительными картинками. Я рассматривала их, затаив дыхание, и ждала каждого вечера, чтобы мама продолжила чтение. Не смотря на то, что я была записана в три библиотеки, в дальнейшем я с этой сказкой не встречалась.

Прошло лет 18, я сама стала мамой. Начала покупать детские книги, которых практически не было в продаже. Поэтому каждая книжка, выложенная на кооперативных прилавках, удостаивалась моего внимания. Однажды я увидела детскую сказку с красивой обложкой. Взяла в руки, раскрыла... и  испытала сильнейшее волнение. Я увидела картинку из детства – тёмная пещера, сова, мыши, змеи, страшная колдунья у котла. Удивительно, что книга раскрылась именно на этой, единственно запомнившейся картинке. Я не знала ни автора сказки, ни художника. Я забыла, о чём книжка. Но эта страшная колдунья засела в моей памяти накрепко. Конечно же, я сразу сказку купила и прочитала взахлеб. Тогда же я выкупила все остальные книжки про Волшебную страну – раньше я их не читала. Эти книжечки были любимы моими старшими сыновьями, но столь сильного впечатления, как на меня в детстве, не произвели. Им больше пришлась по душе «Ронья-дочь разбойника».

И вот - подрастающий Артёмка, который очень любит слушать сказки. Когда ему исполнилось три года, я встречала в интернете рассказы мам, читающих Темкиным ровесникам «Изумрудный город», и не понимала -  зачем? Книжка замечательная, особенно в оформлении Владимирского (которое у меня и стоит), читается легко, сюжет захватывающий – но в три-четыре года зачем её читать? Ведь в данной книге очень много героев, а маленькие дети не могут сосредотачиваться на сюжетах с большим количеством героев. Там есть тонкие взаимоотношения, которые деткам просто не понять – ну как объяснить, почему Волшебник обманывает всю страну?

Но прошло всего полгода, Тёме исполнилось 3 и 7, и я начала задумываться, а не прочитать ли ему книгу? Я видела, что мой сынишка готов оценить все прелести путешествия Элли, особенно с его ярко выраженным характером воина, защитника, борца за справедливость. Я подождала ещё несколько месяцев и…начала чтение. Артёму было 3 года и 10 месяцев. Это была вторая книга, которую мы читали не один день. Мы прочитали книжку за 5 или 6 дней – сейчас уже не помню точно.

Самые первые страницы, когда Элли читает книгу у своего домика, дались тяжеловато – много статики, описаний. Я очень хорошо читаю на разные голоса, но тут мне пришлось читать очень эмоционально, чтобы описания привлекали малыша. Но как только началось действо -  колдовство Гингемы, буря, взлетающий домик - Тёма  был просто потерян для этого мира. Он весь погрузился в сказочный. Момент прилёта Элли в волшебную страну оказался не понятным и не интересным – за исключением того, что она – крак-крак! – раздавила злую колдунью. Добрая волшебница с большой книгой, милые жевуны, описание прекрасных домиков – не задержали внимания. Он вроде и слушал, но, слышал ли – вопрос. Вернее так, он и слушал, и слышал, но достаточно отстранённо.

Но как только Элли встала на дорогу из жёлтых кирпичей, сынуля опять был вовлечён в действие. Всё было замечательно до того момента, когда Элли с друзьями не достигли, наконец-то, Изумрудный город. И опять провал – Дин Гиор, Солдат, прислуга, горожане, описание города и камушков – всего очень много, а действия нет. Я даже не знаю, как правильно написать про Тёмину реакцию – вроде и был интерес, продолжал держаться. Но, я бы сказала, не к тому, про что читаем, а к тому – ну что ж там дальше-то будет?! Поэтому я стала сокращать текст в тех главах, где герои ждали встречи с Гудвином, а потом приходили и видели его в разных видах. Кстати, эти перевоплощения Артём тоже не до конца уяснил, мне кажется. Вроде и понял, что волшебник превращался каждый раз во что-то новое…Но как-то он очень долго превращался.

Путешествие в Фиолетовую страну вернуло интерес к книге, но страницы, где Элли уговаривает Фрегозу поднять всех на восстание, немного сократила. После этого читали до конца без сокращений.
Интересно, что Артём дослушал книгу и как бы забыл её. Правда папа, увидев, что мы читаем, ещё и диск с мультфильмами принес. И Артём узнал, что есть ещё продолжение. Стал просить прочитать про Урфина Джюса. Я долго сопротивлялась, но начала – книга не пошла. Прочитав пять глав, мы её отложили в сторону. В мультике все замечательно укладывается в 10 минут, а в книге много размышлений и описаний.

Но вот прошло 4 месяца, и сын опять достал книгу про Элли.
- Мама, прочитай про Людоеда.

Прочитала. И последующие главы тоже. На следующий день попросил прочитать про летучих обезьян – прочитали все приключения в Фиолетовой стране. Потом читали про то, как нашли железного дровосека, про саблезубых тигров и трусливого льва. Самое поразительное для меня было, когда он попросил прочитать про то, как в маковом поле уснули.  При первом прочтении мне показалось, что глава прошла мимо его сознания, не задела его. Просто впервые читая книгу, главой про маковое поле мы закончили чтение, и когда на следующий день спросила, на чём закончили – он практически не смог пересказать. И вдруг: «Прочитай, как лев от запаха цветов уснул». В общем, за четыре дня мы перечитали книгу в вольной последовательности. Мне это понравилось. Потому что это значит, что есть моменты, которые произвели на ребёнка особое впечатление. Я сама так перечитываю книги – не всю. А то, что тронуло душу.

Вот так мы познакомились с замечательной книгой. И я считаю, что лучше бы всё-таки познакомились попозже. Моё родительское тщеславие толкнуло эту книгу ребёнку очень рано. Книга ему очень понравилось – но так много он не уловил ни в сюжете, ни в  отношениях героев. Конечно же, книгу нам надо перечитать и в пять, и в шесть. Уже с другим осознанием. Главное – не зачитать так, чтобы уже не захотелось перечитывать. А вам - успешного чтения!
А пока мой ребёнок рассматривает картинки в остальных 5-ти томах, и просит их все прочитать!

Комментариев нет:

Отправить комментарий